English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Время экономить ресурсы. Интервью с А.И. Лукашовым

Политику повышения эффективности использования энергетических ресурсов и энергосбережения необходимо вести каждому предприятию, именно политику, состоящую из системы конкретных мероприятий, способствующих сокращению материальных затрат на стремительно дорожающие топливно-энергетические ресурсы. Другого выхода у нас нет. Ярославская область располагает ограниченными собственными запасами традиционных топливно-энергетических ресурсов. Наличие мощностей по производству электрической энергии недостаточно для обеспечения энергопотребления региона в полной мере.

"Закрывать глаза и проявлять пассивность в вопросах энергосбережения в современных условиях недопустимо и недальновидно", - говорит первый заместитель директора Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Андрей Иванович Лукашов. Органы государственной власти области уделяют особое внимание вопросам энергосбережения, об этом наш разговор с Андреем Ивановичем.

- Андрей Иванович, на страницах журнала мы не раз поднимали проблему эффективного использования энергии. Считаем, что говорить об этом надо как можно больше, и не просто говорить, а и действовать, ведь этому способствуют объективные обстоятельства российской действительности?
- Конечно, проблема неэффективного использования энергии в российской экономике и социальной сфере обозначилась очень остро. Энергоемкость основных видов продукции, которые выпускают наши предприятия, да и в целом экономики России, превышает показатели энергоемкости экономик развитых стран, что непосредственно отражается на уровне конкурентоспособности производимой продукции. На выработку одного и того же количества товаров в сравнении с европейскими странами в Российской Федерации тратится больше средств на приобретение энергоресурсов и, соответственно, меньше доля затрат на заработную плату, модернизацию оборудования и другие факторы, которые определяют конкурентоспособность отдельного предприятия и страны в целом.

Такая же ситуация и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Наши дома, с точки зрения энергоэффективности, находятся на уровне прошлого века. Большая часть жилищного фонда вводилась в эксплуатацию во второй половине XX века. С начала 90-х годов прошлого века, серьезных программ санации, т. е. капитального ремонта жилищного фонда с целью приведения его к современным требованиям, у нас не проводилось, поэтому общий уровень показателей энергоэффективности жилого фонда очень низкий.

- Сейчас ситуация изменилась?
- В последнее время пошли крайне важные сигналы, на уровне федеральных органов государственной власти серьезно активизировалась работа по изменению ситуации, есть четкое понимание, что дальше так продолжаться не может. В июне 2008 года вышел Указ Президента РФ N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", где даны конкретные поручения Министерствам и ведомствам по разработке и подготовке целого комплекса мер по преодолению сложившейся ситуации и повышению эффективности энергопотребления в российской экономике.

В Ярославской области эта работа началась еще раньше. В 2006 году был принят закон "Об энергосбережении в Ярославской области". В развитие положений этого Закона области в 2007 году была принята комплексная целевая программа "Энергосбережение в Ярославской области на 2008-2009 годы", в которой была поставлена цель: повысить эффективность использования энергетических ресурсов в Ярославской области за счет снижения к 2010 году удельных показателей энергоемкости региона на 10%.

В программе представлен подробный анализ ситуации, даны четкие ориентиры потребителям, в том числе бизнесу, о развитии ситуации и о необходимости срочной и немедленной работы по реализации энергосберегающих мероприятий.

- Увеличение тарифов происходит постоянно и повсеместно. Что ждет нас в будущем?
- В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2011 году фактически совпадут по времени два события, которые значительным образом меняют ситуацию. Во-первых, это переход на оплату электроэнергии по свободным рыночным ценам, т.е. либерализация рынка электроэнергии. Если на 1 июля 2008 года по рыночным ценам продавалось 30% электроэнергии, то к 1 января 2011 года ее доля возрастет до 100%. То есть тарифы будут регулироваться не государством, а рынком. Если сейчас предприниматель знает, сколько надо будет заплатить за электроэнергию, т.к. существует регулируемая государством цена, то через 2-3 года цена на электрическую энергию и мощность будет складываться под воздействием факторов спроса и предложения.

Во-вторых, в эти же сроки по существующим прогнозам произойдет либерализация газового рынка, цены на который предполагается определять на основании европейских цен на газ.

- Наблюдаются ли какие-то изменения в потреблении энергетических ресурсов у нас в области?
- Адекватных изменений при потреблении энергетических ресурсов, связанных с этими обстоятельствами, на сегодняшний день пока не происходит. Осталось не так много времени, и, несмотря на сложную экономическую ситуацию, нам необходимо активизировать работу по управлению процессом энергосбережения в области.

Еще в период разработки областной программы энергосбережения, а потом в ходе ее реализации, мы столкнулись с двумя обстоятельствами, вызывающими серьезную обеспокоенность перспективами энергосбережения у нас в области.

Первое из них, - отсутствие предложения на рынке энергосберегающих услуг и технологий.
Поясню на примере. Прежде чем предпринять шаги по повышению энергоэффективности, необходимо изучить ситуацию и оценить текущее состояние производства с точки зрения эффективности использования энергоресурсов, другими словами, провести энергетическое обследование. Так вот, оказалось, что в Ярославле нет ни одной специализированной организации, которая была бы включена в соответствующий реестр энергоаудиторов. Это означает, что в области, за исключением нескольких человек, нет достаточного количества подготовленных кадров и организаций, которые могли бы оценить текущее состояние предприятий с точки зрения эффективности использования энергетических ресурсов.

Второе обстоятельство связано с тем, что в ходе реализации Программы для нас стало очевидно наличие ограниченных возможностей ярославских подрядчиков по массовой установке приборов учета, модернизации узлов учета и регулирования потребления тепловой энергии. Безусловно, подрядные организации, работающие на этом рынке, есть, но их возможности не позволяют говорить о возможности широкомасштабной установки приборов учета даже в достаточно ограниченном количестве учреждений областной бюджетной сферы.

В этой связи, хотелось обратиться к бизнесу с предложением - спрос на услуги по энергосбережению будет расти, расти значительно, и необходимо обеспечить адекватное предложение таких услуг, в том числе со стороны малых и средних предприятий Ярославской области. Ситуация, когда значительная доля рынка услуг по энергосбережению уходит сторонним организациям из других регионов, не должна продолжаться долго.

- Если нет предложения, видимо, нет спроса?
- Спрос как раз есть, он растет изо дня в день.
Задачей реализации областной программы энергосбережения была, в том числе, и активизация спроса на энергосберегающие услуги, и локомотивом спроса выступили органы государственной власти области. В областном бюджете на 2008 год было выделено более 25 млн. рублей на установку приборов учета и регулирования потребления ресурсов в государственных учреждениях бюджетной сферы.

Это действительно активизировало предложение. С появлением государственного заказа на эти услуги в область пришли серьезные организации – лидеры российского рынка, которые предлагают специализированные устройства и передовые решения для измерения и учета топливно-энергетических ресурсов. В области создается необходимое количество организаций и специалистов, которые могут квалифицированно оказывать услуги в сфере энергосбережения.

- А что дальше?
- Для дальнейшего развития процесса энергосбережения в соответствии с областной программой органы государственной власти области предлагают следующие действия:

  • применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;
  • проведение энергетических обследований предприятий и организаций;
  • учет энергетических ресурсов на всех стадиях их использования;
  • ведение энергетических паспортов организаций и топливно-энергетических балансов территорий и организаций;
  • нормирование потребления энергетических ресурсов.