Русский Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Banner
Banner
Яндекс.Метрика
Print
There are no translations available.

Рождение Ярославля: взгляд сквозь века

Николай Павлович Рязанцев,
к.и.н…, доцент Московского государственного университета путей сообщения


У каждого древнего города есть своя история, которая начинается с его рождения. Рождение Ярославля во все времена вызывало неподдельный интерес исследователей. Об этом писали и признанные классики исторической науки, начиная с В.Н. Татищева, и местные краеведы; убеленные сединами академики и начинающие археологи. Приближающийся юбилей города не ослабил интереса к этому вопросу.

Прежде всего, отметим, что человек появился на территории нынешнего Ярославля задолго до возникновения города. К примеру, на левом берегу Волги как раз напротив Стрелки уже примерно 5 тысяч лет назад(!) находилась стоянка людей каменного века, древних охотников и рыболовов. Археологи назвали ее Заволжье


На месте церкви Спаса на Городу, то есть на берегу Медведицкого оврага (стадион «Спартаковец») археологи нашли Дьяковское городище – поселение людей железного века, земледельцев и скотоводов. Это Медведицкое городище существовало, по крайней мере, за полторы тысячи лет до прихода на Верхнюю Волгу славян. Не будем также забывать, что Ярослав Мудрый заложил крепость Ярославль на месте селища Медвежий угол, где уже с IX в. жили меряне, представители угро-финских племен.


Ярославль, начало 13 века, макетК сожалению, ничего не говорят об основании Ярославля летописи. Сохранились только легенды и сказания. Одно из них – «Сказание о построении града Ярославля» было опубликовано в 1877 г. со списка конца XVIII в. Согласно ему в те времена, когда в Ростове княжил Ярослав Владимирович (будущий Ярослав Мудрый), у слияния Волги и Которосли в селище Медвежий угол жили язычники, «человецы поганыя веры», которые занимались грабежом и разбоем. Проплывая с дружиной на ладьях, князь Ярослав заметил, как они напали на купеческие суда. Дружина принудила грабителей к бегству, и преследовали их до самого селища. Князь предложил язычникам креститься, но они отказались, хотя и обещали подчиниться князю и платить ему дань.


Вскоре князь снова прибыл в селище. Язычники встретили его враждебно и даже выпустили на него священного зверя – медведя. Князь зарубил его секирой, чем привел в ужас мятежников. Они покорились ему. На другой день князь велел рубить храм в честь Ильи Пророка, потому что это произошло в Ильин день, и заложил город, назвав его своим именем – Ярославов город или Ярославль. Заметим, что медвежий культ у племен Верхней Волги был распространен в течение многих веков и даже тысячелетий. Археологи находили множество предметов этого культа – медвежьи клыки-амулеты, глиняные изображения медвежьей лапы и т.п. Легенда о единоборстве князя со священным медведем позднее нашла отражение в ярославском гербе.


Известно, что Ярослав правил в Ростове с 988 г. по 1010 г. По мнению многих историков, именно в это время он и основал Ярославль как крепость, которая прикрывала столицу княжества Ростов Великий со стороны Которосли и Волги. Точнее, их точка зрения звучит примерно так: князь Ярослав основал город не позднее 1010 года. Позже, когда он был новгородским князем, а затем Великим князем киевским, ему было не до этой далекой окраины. Этой точки зрения придерживался В.Н.Татищев, близкой была позиция С.М.Соловьева, А.В.Экземплярского, К.Д.Головщикова и др. В 1959 г. наиболее убедительно эту дату обосновал известный ярославский историк и краевед М.Г.Мейерович. Его поддержал академик М.Н.Тихомиров. В 1960 г. Ярославль отметил свой 950-летний юбилей. В память об этом юбилее в Ярославле осталась Юбилейная площадь, гостиница «Юбилейная» и еще целый ряд социально значимых объектов.

План города Ярославля 18 векНо всегда существовала и другая версия основания Ярославля – 1024 год. Согласно летописи, в этом году в Ростово-Суздальской земле произошло восстание смердов, во главе которого стояли языческие жрецы – волхвы. Ярослав Мудрый с дружиной прибыл сюда из Киева и силой усмирил восставших. По мнению ряда историков, именно тогда он и основал город, чтобы прочно держать в повиновении эти земли. Так считали Н.Н.Воронин, Е.И.Горюнова, Л.Б.Генкин и др. 900-летний юбилей города, приуроченный к этой дате, был отмечен в 1924 г. Время тогда было сложное, только недавно кончилась гражданская война, и было не до праздников. Пожалуй, главным событием юбилея стала всероссийская научная конференция в Ярославле, одним из организаторов которой был известный ярославский краевед и музейный деятель Н.Г.Первухин.

Наконец, нужно отметить, что ряд исследователей исходят из того, что датой основания города следует считать первое упоминание в летописи. Ярославль впервые был упомянут в летописи под 1071 г. В этом году на Верхней Волге снова произошло восстание смердов, которым руководили два волхва из Ярославля. Восставшие дошли до Белоозера, где были разбиты воеводой Яном Вышатичем, а их руководители были казнены. В своих последних работах этой точки зрения придерживался наш земляк, известный ленинградский ученый, профессор И.В.Дубов. Заметим, кстати, что после этого события Ярославль в домонгольский период упоминался в летописях очень редко – только под 1149 г. и 1152 г.


Археологические изыскания последних лет на Стрелке открыли много интересных материалов о первых веках истории Ярославля. И следует согласиться с археологами, что эту работу нужно обязательно продолжать. Тогда, может быть, нас ждут открытия, подобные тем, что были сделаны в Великом Новгороде, в котором вот уже 65 лет ведутся ежегодные и очень интенсивные археологические раскопки.

Содержание ДВЯ N12/2009 - N1/2010