Русский Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Print
There are no translations available.

Укрупнение бизнеса – насущная потребность?

В преддверие вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) для многих региональных предприятий еще более остро встает вопрос об уровне конкурентоспособности и возможности выживания. Многократно обсуждалось, что вступление России в ВТО даст позитивный стимул для развития экономики. Однако необходимо понимать, что выгоду от снижения таможенных барьеров получат только экспортно-ориентированные предприятия, обладающие преимуществами перед иностранными конкурентами. Подавляющее же большинство российских региональных производителей, работающих на нужды внутреннего рынка, столкнутся с возрастающей конкуренцией со стороны иностранных производителей.

При этом важно помнить, что уже сейчас крупные российские и иностранные компании, обладающие значительными возможностями по покупке интересующих их предприятий и огромными бюджетами продвижения, представляют реальную угрозу для развития регионального бизнеса.


Годовой бюджет продвижения кондитерских изделий компании Nestle составляет порядка 15 млн. долларов, в то время как его российский конкурент ОАО "Красный октябрь" может позволить потратить на эти цели лишь 1,5 млн. долларов.



В этих условиях залогом выживания региональных предприятий может быть лишь сбалансированное развитие ключевых факторов конкурентоспособности, таких как построение современного производства, способного гибко реагировать на запросы рынка, формирование квалифицированной управленческой команды, реализация эффективной маркетинговой политики и, наконец, снижение себестоимости продукции. Очевидно, что развитие этих факторов требует значительных инвестиционных расходов, а, значит, перед региональным предприятием встанет вопрос о привлечении дополнительных инвестиций в развитие и на передний план выходит вопрос – как лучшим образом "предложить" себя инвестиционному сообществу.

Безусловно, каждая группа инвесторов (банкиры, стратегические инвесторы или участники фондового рынка) предъявляют свои специфические требования к объекту инвестиций. Но в не зависимости от способа привлечения существуют некие общие характеристики, на которые инвестиционное сообщество обращает пристальное внимание. Среди них можно найти такие, как:

  • значительный оборот и доля рынка;
  • привлекательный портфель активов;
  • профессиональная команда менеджеров;
  • юридически чистая и прозрачная структура владения;
  • отстроенная система работы с инвесторами.

Отсюда вывод: привлечь масштабные инвестиции и реализовать крупные инвестиционные проекты, и, таким образом, рассчитывать на развитие в условиях обостряющейся конкуренции, сможет только относительно крупная компания, обладающая перечисленными выше характеристиками.

Европейские производители молочной продукции заинтересованы в массовом выходе на российский рынок путем приобретения местных игроков. Покупка крупных федеральных предприятий для иностранцев представляется слишком дорогостоящей, а небольшие предприятия, владеющие 1-2 заводами, им не интересны. В результате европейцы проявляют интерес к российским компаниям среднего размера, объединяющим несколько молочных заводов, таким как воронежская "Молвест" и московская "Молочное дело".

Поэтому, в последнее время в качестве решения проблемы конкурентоспособности многие российские предприятия стали выбирать путь объединения своих бизнесов.


Производители минеральной воды объединились в ассоциацию с целью проведения совместной политики по борьбе с контрафактной продукцией и формирования зонтичного бренда. Эксперты прогнозируют, что в будущем на базе 40 небольших производителей появятся 5-6 крупных предприятий.



Аналогичные процессы наблюдаются и в других отраслях. Проходит консолидация частных и государственных авиастроительных предприятий в "Объединенную авиастроительную корпорацию", прорабатывается возможность формирования судостроительного холдинга, обсуждаются вопросы объединения машиностроительных компаний и формирования укрупненных металлургических игроков.

Очевидно, что популярность такого явления как "консолидация" последнее время связана с объективными обстоятельствами и теми положительными эффектами, которые ожидают получить от него компании. В частности, объединенная компания будет иметь больший оборот и долю рынка, сможет более эффективно использовать и "загружать" производственные мощности. Консолидация позволит оптимизировать коммерческие и административные расходы предприятия. Объединенная компания будет более привлекательна для инвестиционного сообщества, что позволит привлекать достаточные объемы финансирования для реализации инвестиционных проектов. И, наконец, слияние компаний позволит значительно повысить стоимость акционерного капитала. Капитализация объединенной компании будет превышать суммарную стоимость предприятий, в нее вошедших, что, безусловно, будет дополнительным стимулом для акционеров при принятии решения об объединении.

Другим фактором, говорящим в пользу консолидации, является положительное отношение к ней со стороны властных структур. Чиновники заинтересованы в росте числа крупных компаний, способствующих привлечению инвестиций в реальный сектор экономики региона и последующему увеличению налогооблагаемой базы. В свою очередь такая компания сможет рассчитывать на помощь и поддержку администрации региона при решении своих проблем, таких как:

  • предоставление налоговых льгот при реализации инвестиционных проектов;
  • создание необходимой для бизнеса инфраструктуры;
  • содействие в выходе компании на новые рынки;
  • наконец, в формировании консолидированных компаний могут участвовать и государственные компании, что позволит рассчитывать на участие объединенной компании в реализации государственного заказа.

Конечно же, процедура консолидации не является простой. При разработке параметров объединения необходимо будет учесть множество факторов, таких как оценочная стоимость активов и их состояние, перспективы развития рынка. Ключевым фактором успеха консолидации будет соблюдение баланса интересов сторон. Осуществление консолидации, в зависимости от разработанной схемы, может занять достаточно длительный период времени. Однако, несмотря на все возможные сложности, компании, решившиеся на подобный шаг, в долгосрочной перспективе не только не проиграют, но и получат реальные возможности более эффективного развития и смогут достойно встретить новые вызовы рынка.

Комаровский Н.А., директор Департамента инвестиций и ВЭД ЯрТПП.

Содержание ДВЯ N1 за 2007 год