English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Гордиться и помнить!
К 120-летию И.К. Матросова

Матросов Иван КонстантиновичСреди знаменитых создателей техники для железных дорог России особое место принадлежит нашему земляку, уроженцу села Малые Соли, выдающемуся изобретателю Ивану Константиновичу Матросову.

Созданный им в конце 20-х годов прошлого столетия в содружестве с учеными, конструкторами и производственниками автоматический тормоз для подвижного состава имел в развитии железнодорожного транспорта воистину революционное значение.

За счет резкого сокращения тормозного пути представилась возможность значительно увеличить вес и длинносоставность поездов, их скорость, повысить безопасность движения.

С 1935 года все грузовые поезда железных дорог СССР вместо ненадежного и неэффективного ручного торможения, выполняемого специальным персоналом – тормозильщиками, стали следовать на сплошном автоматическом торможении с управлением машинистом из кабины локомотива.

Долгих 40 лет из более чем 60-летию трудового стажа И.К. Матросов посвятил изобретательской деятельности в области автоторможения грузовых и пассажирских поездов и даже поездов метро.

Десятки тормозных приборов для подвижного состава, разработанных Иваном Константиновичем, надежно работают и поныне, обеспечивая высокую безопасность движения, эффективность и устойчивость работы самого востребованного транспорта – железнодорожного.

Родина высоко оценила заслуги нашего земляка в развитии железнодорожного транспорта. Он был отмечен высшей наградой СССР – орденом Ленина, орденом Трудового Красного знамени и Красной звезды, многими медалями. В 1941 году ему была присвоена Государственная (Сталинская) премия, а в 1945 – звание генерала-директора тяги 3-го ранга.

22 июля 2006 года на родине Ивана Константиновича в пос. Некрасовское земляки торжественно отмечали 120-летие со дня рождения выдающегося изобретателя. На улице поселка, названной еще 20 лет назад в честь И.К. Матросова, была открыта мемориальная доска.

Ярославский писатель-железнодорожник В.И. Розум подарил читателям Некрасовской районной библиотеки написанную им к этой юбилейной дате историко-биографическую книгу – "Матросов из Малых Солей".

С разрешения автора публикуем одну из глав книги.

Строгий экзамен

Стремление руководства НКПС на конкурсной основе выбрать лучшую систему автотормозов для полумиллионного парка грузового подвижного состава свидетельствовало о высокогосударственном подходе к решению этой важной и сложной задачи. Даже небольшая доля субъективизма и предвзятости здесь нанесла бы транспорту и экономике государства в дальнейшем огромный вред. Привела бы при эксплуатации к невосполнимым потерям с человеческими жертвами и к травматизму. Иван Константинович чувствовал это и нервничал…

А доля субъективизма, недоверия к изобретателю-новичку И.К. Матросову у руководителей испытаний все же была.

В подтверждение сказанного приведем воспоминания одного из участников испытаний, известного специалиста по тормозам В.И.Крылова, бок о бок проработавшего с И.К. Матросовым в должности начальника тормозной лаборатории МТЗ долгих 35 лет. В очерке "У истоков тормозостроения" (журнал "Электровозная и тепловозная тяга", N3, 1981) Владимир Иванович писал: "Перед выездом на опыты мы (участники испытаний. – В.Р.) спросили председателя комиссии Г.О.Гринштейна: "Кто победит?" Зная его симпатии к Казанцеву, мы не удивились, когда он заявил: "Конечно, Казанцев". Однако нам почему-то хотелось победы Матросова".

…Нервничал Иван Константинович еще и по другой причине. Из Малых Солей приходили горькие вести. Местные власти рьяно выполняли "наряд-заказы" своего руководства по искоренению "чуждого элемента" - кулаков, служителей культа, торговцев, люмпен-пролетариев, лиц, использующих наемный труд, и др.

В разряд последних и попал 67-летний отец И.К. Матросова Константин Степанович. Как уже упоминалось, он занимался сапожным ремеслом. Добротная обувь пользовалась большим спросом у односельчан и на рынке. Чтобы расширить дело, пришлось "кустарю-торговцу" К.С. Матросову, по сегодняшним понятиям – предпринимателю, взять несколько работников. Это и было поставлено в вину владельцу сапожной мастерской – "эксплуататору" К.С. Матросову.

Решением сельского, а затем и уездного Костромского комитетов Советов крестьянских и красноармейских депутатов за использование наемного труда Константин Степанович был лишен избирательных прав, в 1,5 раза ему был увеличен подоходный налог…

В тяжелой жизненной обстановке приходилось Ивану Константиновичу Матросову, сыну владельца сапожной мастерской, держать самый главный и самый строгий экзамен по испытанию своего изобретения – автоматического прямодействующего тормоза под условным номером М-320. Первые поездные испытания тормозов, предложенных советскими конструкторами, были проведены в равнинных условиях на участке Москва – Савелово Северной железной дороги в октябре 1930 года. Они показали удовлетворительную работоспособность всех типов тормозов. После чего изобретатели Ф.П. Казанцев, И.К. Матросов и Б.Л. Карвацкий выразили готовность к испытаниям конструкций в горных условиях с крутыми и продолжительными спусками…

Первый спуск по Сурамскому перевалу комиссия решила провести на тормозах новичка – Матросова. Иван Константинович доверил управление тормозами своему помощнику, инженеру Б.П. Дикову, который участвовал в окончательной разработке конструкции тормоза, а ранее работал машинистом паровоза. Члены комиссии и сам изобретатель заняли свои места в лабораторно-измерительном вагоне.

Начался спуск. Все присутствующие следили за показаниями приборов – манометра давления воздуха в тормозной магистрали, скоростемера, указателя профиля пути… Поезд въехал в туннель. Начался затяжной и крутой спуск. Для обеспечения заданной скорости 25 км/час Б.П. Диков, включая краном машиниста ступени торможения, поддерживал ее в пределах 20-27 км/час. Но перед выходом из тоннеля поезд, успешно пройдя почти четыре километра, вдруг остановился. Диков "переретормозил" и поздно произвел отпуск…

Нервы у Ивана Константиновича не выдержали, и он в резкой форме потребовал по телефонной связи от помощника передать управление тормозами резервному машинисту. Поезд тронулся и успешно продолжил движение до станции Ципа. Новый машинист подтормаживал более осторожно…

Вскоре испытание на неистощимость продолжилось на Джаджурском – более крутом перевале. Спуски поездов на тормозах Матросова даже с уменьшением тормозных осей показали очень эффективное торможение и полную неистощимость. Тормозами управлял машинист Закавказской железной дороги.

24 января 1931 года в депо Тбилиси состоялось заседание членов комиссии совместно с участниками испытаний и изобретателями Ф.П. Казанцевым, И.К. Матросовым и Б.Л. Карвацким. "…Ни у одного члена комиссии, - пишет в своих воспоминаниях В.И. Крылов, - в том числе и у изобретателей не вызывало возражений предложение о признании бесспорного преимущества тормоза Матросова".

Заключение членов испытательной комиссии легло в основу исторического решения коллегии НКПС от 8 февраля 1931 года: принять тормоз Матросова в качестве типового для грузового подвижного состава железных дорог СССР. Творческий труд и изобретательский талант Ивана Константиновича получил высокую оценку у руководства страны. Он был награжден орденом Ленина за N35.

Через год, в апреле 1932 года, Наркомат предложил изобретателю для использования его тормоза в прямом международном сообщении провести сравнительные испытания с новейшим тормозом Вестингауза марки "Lu". Программа испытаний Международного союза железных дорог была значительно сложнее отечественной. Поэтому подготовка к испытаниям велась особо тщательно… И вновь полигоном для испытаний тормозов стали крутые склоны Сурамского и Джаджурского перевалов Закавказской железной дороги.

… Длинный товарный состав, оборудованный вперемешку тормозами Матросова и Вестингауза, на самом крутом спуске Джаджурского перевала вдруг стал опасно набирать скорость. Тормозные колодки "американца" ослабили давление на ободы колес: давление воздуха в тормозных цилиндрах понизилось, тормоза Вестингауза "истощились".

Машинист паровоза Закавказской железной дороги срочно включил повышенную ступень торможения. Пришлось тормозу Матросова взять на себя всю нагрузку, чтобы обеспечить безопасный спуск тяжеловесного состава от станции Калтахчи до Санаина.

Лучший советский тормоз одержал победу над знаменитым заграничным аналогом!

Блестяще выдержал Иван Константинович свой самый главный и строгий экзамен по разработке и испытанию лучшего в мире тормоза.

Содержание ДВЯ N8/9 за 2006 год