English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

О росте цен на электрическую энергию

29 июня 2010 года в ЯрТПП прошло рабочее совещание Ассоциации торгово-промышленных палат ЦФО. Среди различных вопросов повестки дня, которые обсуждали руководители ТПП ЦФО, наиболее важным стал вопрос о нерегулируемых ценах на электрическую энергию в субъектах РФ. С тревогой говорилось о том, что резкие непрогнозируемые колебания нерегулируемых цен, непрозрачность ценообразования на электрическую энергию в части нерегулируемых цен, оплата за потребленную электрическую энергию по ценам, доведенным до предприятий постфактум, может привести к банкротству предприятий. Было принято решение обратиться с этим вопросом в ТПП РФ, в Правительство РФ, в Госдуму.


Было подготовлено письмо председателю Правительства РФ В.В. Путину. В аппарате Правительства РФ оно было направлено в Департамент промышленности и инфраструктуры, который разослал его для ответа в Минэнерго России, ФСТ, Минэкономразвития, ФАС. После рассмотрения в этих ведомствах итоговый ответ дан Департаментом развития энергетики Минэнерго.


Публикуем здесь текст обращения к В.В. Путину (письмо Ассоциации от 06.09.2010 № АП-10) и ответ Минэнерго РФ.


Председателю Правительства
Российской Федерации
В. В. Путину


Уважаемый Владимир Владимирович!
Предприятия Центрального Федерального округа испытывают на себе последствия мирового финансово-экономического кризиса, выражающиеся в резком спаде деловой активности, сокращении объемов производства вплоть до полной остановки промышленных предприятий, росте безработицы, снижении доходов граждан. Наряду с этим, предприятиям, пострадавшим от финансового кризиса, приходится сталкиваться с еще одной серьезной проблемой – ростом платежей за электрическую энергию по свободным ценам.


В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643, с 1 июля 2010 года доля поставки электрической энергии по регулируемым ценам сократилась до 15 - 20% от объемов прогнозного баланса 2007 года. При неконтролируемом росте свободных цен и увеличении доли отпуска электроэнергии (мощности) по свободным ценам, рост цен на электрическую энергию (мощность) с учетом свободного рынка за первый квартал т.г. к уровню средневзвешенного тарифа за 2009г. составил 33,35%. С 2006г. средневзвешенная цена на потребленную электроэнергию увеличилась в 2,6 раза.


Процесс формирования средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и показатели, от которых зависит их величина, скрыты от потребителей за громоздкими формулами и регламентами. Однозначно можно сказать, что промышленные предприятия – покупатели электрической энергии никак не влияют на формирование свободной цены на оптовом рынке. Сложилась ситуация, когда ОАО «Администратор Торговой Системы» (далее ОАО «АТС») самостоятельно осуществляет привязку электрических станций к конкретному региону, определяет средневзвешенный тариф покупки, выбирая станции с низким или высоким тарифом, то есть является монопольным регулятором в вопросе стоимости поставок электроэнергии (мощности) по регионам. У энергосбытовых организаций сложилась практика дважды корректировать стоимость электрической энергии (мощности) в выставленных счетах в связи с уточнением величины нерегулируемых цен. Причем становится нормой, производить такие корректировки через несколько месяцев после окончания расчетного периода.
У предприятий и организаций отсутствует возможность прогнозировать свои расходы, что ведет к образованию задолженности за электроэнергию и убыткам. В условиях ухудшения экономической обстановки для многих предприятий единственной возможностью покрыть рост платежей за электроэнергию будет повышение цен на продукцию и услуги, что негативно повлияет на благосостояние граждан.

Проведенный анализ средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках электрической энергии подтвердил наличие существенного превышения в ряде субъектов Российской Федерации средневзвешенных нерегулируемых цен над регулируемыми. При этом выявлено, что основным фактором данного превышения и увеличения стоимости электроэнергии (мощности) по нерегулируемым ценам является снижение потребления. В связи со значительным снижением фактического потребления мощности в ЕЭС России вся неоплаченная по регулируемым тарифам располагаемая мощность электростанций включается в цену, складывающуюся в секторе свободной торговли.


Вследствие снижения потребления электрической энергии крупными потребителями (присоединенной мощностью выше 750 киловольт-ампер) более чем на 30% от уровня 2007 года, такие потребители покупают весь объем по регулируемой цене и, соответственно, не купленный такими потребителями объем располагаемой мощности по нерегулируемой (свободной) цене распределяется на мелких и средних потребителей в данном регионе. В этом случае мелкие и средние потребители оплачивают всю располагаемую мощность, учтенную в прогнозном балансе 2007 года, не оплаченную по регулируемым ценам, что ведет к росту цен на электрическую энергию в свободном секторе рынка для таких потребителей.


Следует отметить положительные изменения, внесённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2009 года № 411 «О внесении изменений в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», в соответствии с которым с мая 2009 года для всех потребителей розничных рынков объем электрической энергии и мощности, приобретаемый ими по регулируемым ценам, определяется на основании их фактического потребления.


В связи с вышеизложенным просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать поручения:

  • внести изменения в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643, в части отсрочки поставок с 1 января 2011 года электрической энергии и мощности в полном объёме по свободным (нерегулируемым) ценам;
  • провести проверку деятельности ОАО «АТС» в части правильности применяемых подходов к формированию средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность и соблюдения порядка и сроков их опубликования;
  • отказаться от деления потребителей по числу часов использования мощности при формировании тарифов на электроэнергию;
  • установить временно, на период выхода экономики из кризиса, предельные на год значения процентов превышения нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность над регулируемыми не более чем 10%;
  • установить коридор колебаний нерегулируемой цены на электрическую энергию и мощность в пределах 3-5% от прогнозного значения нерегулируемой цены;
  • исключить из тарифов инвестиционную составляющую;
  • разработать меры, препятствующие монополизации рынка электроэнергии сбытовыми компаниями в регионах.

С уважением,
Президент Ассоциации,
Председатель Правления Московской торгово-промышленной палаты
Ю.И. Котов



Председателю Правления

Московской торгово-промышленной палаты
Ю.И. Котову



О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода
(Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2010 г. N П9-32404)


Уважаемый Юрий Иванович!
Департамент развития электроэнергетики Минэнерго России рассмотрел Ваше обращение по вопросу о внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. № 643, и сообщает следующее.


В части отсрочки введения полной либерализации оптового рынка и введения коридоров колебаний и верхней границы нерегулируемых цен сообщаем, что указанная мера поддержана быть не может, поскольку конкурентное ценообразование на оптовом рынке, создающее корректные ценовые сигналы для его участников, является одной из основных предпосылок для процесса привлечения масштабных инвестиций в отрасль, начатого с момента реорганизации ОАО «РАО «ЕЭС России» и продолжающегося в настоящее время. Подобная мера была бы крайне негативно воспринята рыночным сообществом и привела бы к значительному оттоку капиталов из российской электроэнергетики. Следует отметить, что действующая модель оптового рынка содержит ряд инструментов, позволяющих предотвратить волатильность цен и существенные ценовые колебания в отдельных зонах свободного перетока. Так, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. № 929 введены нормы, устанавливающие порядок осуществления государственного регулирования в электроэнергетике, условия его введения и прекращения (применяется в экстренных ситуациях в целях ценового сглаживания). Кроме того, существует механизм предотвращения манипулирования ценами оптового рынка отдельными его участниками, в том числе занимающими доминирующее положение, реализуемый через действия антимонопольного органа, ограничивающего согласованные действия участников рынка через установление для них ценовых и поведенческих ограничений при подаче заявок на рынках электрической энергии и мощности.


В части проверки деятельности ОАО «АТС» сообщаем, что указанная организация подлежит контролю как со стороны Минэнерго России в рамках реализации полномочия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации об электроэнергетике организациями коммерческой инфраструктуры, так и со стороны ФАС России в рамках антимонопольного контроля в электроэнергетике и контроля за подлежащей обязательному раскрытию информацией (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. №24, утверждающего Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии).


В части отказа от разделения потребителей по числу часов использования мощности (ЧЧИ) при формировании розничного тарифа сообщаем, что указанный подход не поддерживается, поскольку не стимулирует проведение потребителями энергосберегающих мероприятий и не дает адекватного механизма формирования одноставочного тарифа. При этом, в настоящее время проходит работа по внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросам оптового и розничных рынков электрической энергии в целях совершенствования механизмов трансляции цен оптового рынка конечным потребителям и установления единых границ диапазона ЧЧИ, применяемых на розничных рынках.
Предложение об исключении из регулируемых тарифов инвестиционной составляющей поддержано быть не может, поскольку его реализация приведет к срыву обширных программ строительства и модернизации, прежде всего электросетевой инфраструктуры, определенных, в частности, Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. № 215-р. Вместе с тем следует отметить, что значительная часть инвестиционных затрат генерирующих компаний, чьи тарифы регулируемыми не являются, будет финансироваться через механизм долгосрочного рынка мощности, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 89 «О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)».


В целях предотвращения монополизации рынка электрической энергии сбытовыми компаниями в регионах Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами власти разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации, определяющий целевую модель розничных рынков электрической энергии и предусматривающий, в частности, усовершенствованные правила смены гарантирующих поставщиков, способствующие развитию конкурентных механизмов в розничной сфере и снижающие барьеры для входа на рынок.


Директор Департамента В.В. Новиков

Содержание ДВЯ N11/12 за 2010 год