English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

«Без решения проблемы качества нельзя изменить к лучшему образ жизни в России.
Мы рискуем навсегда остаться страной второго сорта без качественной медицины,
без качественного жилья, без качественных услуг,
без качественного отечественного продовольствия и других товаров,
если не изменить внутреннего глубинного отношения к качеству».


Г.П. Воронин -  президент Всероссийской организации качества,
главный редактор журнала «Стандарты и качество».

«Будущее без качества? Это не будущее»

Вопросам качества в нашей стране уделяется недостаточное внимание, а между тем альтернативы качеству нет, особенно в XXI веке. «Не будет качества, не будет никакого развития, - справедливо заметил президент Всероссийской организации качества, председатель Комитета ТПП РФ по качеству, главный редактор журнала «Стандарты и качество» Геннадий Петрович Воронин. - Это касается в первую очередь качества управления, качества продукции и технологий».


Ситуация с качеством продукции и услуг в России вызывает обоснованную тревогу. На российском рынке практически нет качественных товаров отечественного производства, что, к сожалению, мало беспокоит товаропроизводителей. Темпы роста количества систем менеджмента качества (СМК) в России составляют 3,9% от темпов роста в Китае, который является мировым лидером в этой области. В российских организациях 80% систем недееспособны и бесполезны, хотя и обеспечены сертификатами соответствия. В движении за качество, во всех известных программах по качеству, по словам Г.П. Воронина, участвуют лишь 2,2% всех российских предприятий. «Вызывает недоумение: а что же остальные? Может быть, они улучшают качество, внедряя систему менеджмента качества, используя стандарты ИСО серии 9000? Но по статистике, в России лишь 12000 предприятий из более чем 500000 внедрили СМК. Это очень мало, тем более, что анализ показывает: лишь 1-2% из них могут подтвердить соответствие этому стандарту. А у монополистов с качеством вообще дела плохи, так как они не заинтересованы в его повышении». «К сожалению, ситуация с качеством в стране не только не улучшается, а даже ухудшается – заметил на одном из совещаний летом этого года Президент ВОК Г.П. Воронин.

Качество – прежде всего!
В 1969 году в Токио состоялась Первая Всемирная конференция по качеству. Научно-методический потенциал этой конференции, её своевременность, актуальность и позитивные влияния на мировое сообщество беспрецедентны. С 1945 по 1962 г. в Японии на государственном уровне проводилась интенсивная, продуманная техническая политика с акцентом на качество и всеобщее обучение вопросам качества. 17 трудных лет выполнялась работа, направленная на формирование интеллектуальных ресурсов, на базе которых сформировалась новая культура труда.


Посмотрим, какие действия в направлении качества предпринимались в Советском Союзе и привели ли они к ощутимому и устойчивому позитивному результату? Ответ, к сожалению, неутешительный: госприемка провалилась, группы качества не состоялись, пятилетки качества остались невыполненными. Это горько констатировать, так как в СССР была создана сильная школа качества: системы БИП, КАНАРСПИ, НОРМ, СБТ, а также КС УКПиЭИР (Комплексная система управления качеством продукции и эффективного использования ресурсов) и КС ПЭП (Комплексная система повышения эффективности производства). Все эти системы были подчинены следующим целям - улучшение качества продукции, рост производительности труда, повышение эффективности производства, сокращение издержек. Многие идеи стандартов ИСО серии 9000 были взяты из этих систем.


Беда состояла в том, что научная школа была сама по себе, а практика, подчиненная установкам управленцев, сама по себе. Концепция статистических законов «Брак должен стремиться к нулю» партийная элита интерпретировала как установку «Брака не должно быть». И слово «брак» стало опасным, брак стали скрывать. Ни анализа брака, ни поиска причин и корректировки. Это было началом конца всех советских научно-методических разработок и систем. А за рубежом их успешно использовали.


Печально, ведь статистические методы в анализе производства у нас были поставлены очень высоко уже в довоенный период. Можно привести большой перечень отечественной литературы по применению статистических методов в практических приложениях. В 1942 году издается учебник Н.А. Бородачева «Анализ точности в машиностроении». В этом направлении работали многие советские ученые: В.И. Гостев, Е.С. Венцель, С.Ф. Айвазян и др. На заводе «Монометр» в Москве хранится инструкция по статистическим методам контроля от 1952 года, составленная инженером В.И. Гостевым под редакцией профессора Ф.С. Демьянюка. Она состояла из 2-х частей: первая часть – для наладчиков и контролеров, вторая – для технологов и контрольных мастеров. Даже сейчас эта инструкция может быть гордостью современного предприятия. В оборонном и космическом комплексах, на предприятиях электронной промышленности, в приборостроении и во многих других отраслях у нас применялись и применяются такие сложные статистические методы как планирование эксперимента, факторный анализ, дисперсионный анализ, статистический анализ случайных процессов, статистическое моделирование и др.


Но авторитарный режим не дал возможности для широкой самореализации отечественных разработок. И мы остались у разбитого корыта.
Президент Японского научно-исследовательского института «Торэй» Тадао Моримото пишет: «Наш институт попытался проанализировать положение в советской экономике. Прежде всего, анализ показал, что для советской экономики характерны огромные непроизводительные затраты, потери ресурсов и готовой продукции». 


Сегодня трагизм ситуации в том, что действующий по умолчанию алгоритм безхозяйствования распространяется на все сферы нашей производственной деятельности. Безхозяйственность мы компенсируем за счет потребителя, обдирая его как липку. Затраченные средства мы себе возвращаем, реализуя продукт своего труда, по нужной для себя цене и далеко не всегда должного качества. «Недостатки отцов превратились в пороки детей». 


Ресурсосбережение, охрана окружающей среды, качество продукции тесно коррелированны и должны обеспечиваться в каждой структурной точке государства. Если вдуматься в глубинный смысл системы качества, то это - управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Эту идею и декларируют стандарты ИСО серии 9000, появившиеся в 1987 году. К сожалению, многолетний срок «жизни» стандартов ИСО серии 9000 в нашем отечестве не сформировал современного предпринимательского мировоззрения большинства руководителей и специалистов, которое заключается в том, что главное назначение СМК состоит в обеспечении стабильного качества, запланированного количества и в повышении рентабельности.

Качество определяет судьбу предприятия
Чтобы совсем «не захоронить» выстраданную нашими соотечественниками мечту о достойном качестве жизни и создать предпосылки для дальнейшего развития отечественных предприятий, необходимо расставить акценты по степени их актуальности в деятельности предприятий:

  1. Системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами.
  2. Сокращение непроизводительных затрат (потерь), ресурсосбережение.
  3. Социальная ответственность (в том числе нравственность, мораль, этика).
  4. Здоровье работающего персонала.
  5. Экология.
  6. Образование (просвещение).

На первый взгляд, все основные текущие проблемы российских предприятий: неплатежи, непомерные налоги, отсутствие оборотных средств, низкое качество и срывы сроков поставок, нестабильный рынок, низкий покупательский спрос и т.п. очень далеки от управления качеством, от статистических методов. Однако, если бы Ваше предприятие было предприятием с высоким уровнем качества продукции и современным стилем управления Вы бы и инвестиции нашли, и потребителей удержали, и поставщиков сменили или научили работать, вышли на внешние рынки. То, что мы имеем – это следствие, а основная причина – плохое управление и, прежде всего, плохое управление качеством и производительностью. 


Эти слова можно проверить простым способом. Организуйте работу по определению уровней дефектности или уровней несоответствия продукции на производстве. Не сомневайтесь, результат будет плохой - уровни дефектности от десятков до сотни %. Это и есть ваш сегодняшний уровень управления. Если Вы в этом убедитесь, надо что-то делать. Нельзя руководить предприятием, выпускающим только брак. Необходимо начать работу по созданию новой современной системы управления качеством. 


Японцы, к примеру, находят на наших предприятиях до 70% лишних площадей, на 50% поднимают производительность, на 20% снижают себестоимость продукции. Они нашли, что из общего количества брака, вина руководства 90-95%, 5-10% - вина рабочего. Ещё одним примером для показателя управления является производительность. В Японии на каждого рабочего в год выпускается 80 автомобилей, в России - 25. Электроэнергии на производство одной машины мы тратим в 4 раза больше, чем в Японии. В отношении документации японцы говорят: «Если документ полгода не менялся, он не работает». Стоит отметить ещё один аспект в работе японских предприятий. Они убеждены, что новое оборудование и устройства не решают проблемы качества. Они делают упор на эффективное использование имеющегося оборудования. 


В практике работы японских предприятий большое значение придается процессу повышения уровня знаний. Обучаются не только инженеры и рабочие, но и бизнесмены. По высказыванию Деминга, «японский бизнесмен никогда не бывает слишком стар, чтобы учиться или воспринимать знания». Любой служащий компании знаком со статистическими методами и использует их для анализа и контроля процессов, тем самым способствуя повышению качества, эффективности производства и снижению затрат. Зарубежные фирмы тратят более 100 часов ежегодно на обучение статистическим методам своих сотрудников. На японских предприятиях «инженер, не знакомый со статистическими методами считается неполноценным».


Один из ведущих специалистов в области управления качеством Каору Исикава в одном из докладов сказал: «Есть два объяснения японского экономического чуда. Первое: мы повсеместно применяем статистические методы управления качеством. Второе: мы – японцы». Мы не японцы, но ума и человеческого достоинства нам не занимать. У нас есть всё. Кроме того, у нас, что немаловажно, в отличие от японцев, есть в достаточном количестве все необходимые материально-энергетические ресурсы. Мы способны реализовать японский феномен на российской земле и тогда современная система менеджмента поможет нам не только справиться с кризисом, но и стать преуспевающей страной, если мы актуализируем лучший международный опыт с учетом своих доработок.
В. И. Морозов

О методике
Управление качеством – это процедура решения проблем. В этом контексте «проблема» определяется следующим образом: «Проблема – нежелательный результат». Решение проблемы состоит в улучшении плохого результата работы до приемлемого уровня. Причины возникновения проблемы исследуются с точки зрения данных, и тщательно анализируется взаимосвязь между результатами деятельности и причинами их породившими. 


Очень важно представлять, каким путем идти, что делать, чтобы решить назревшие проблемы. Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев менеджмент вообще и управление качеством, в частности, складываются из 3-х этапов, где следует ответить на следующие вопросы:

  1. Что есть, что было и чего следует ожидать? (Оценка состояния).
    Цель: узнать значения параметров качества продукции и процессов в текущий момент времени, оценить соответствие требованиям.
  2. Почему имеем то, что имеем? (Определение причин).
    Цель: выявить основные причины неудовлетворительного качества и отклонений от заданных значений показателя качества.
  3. Как улучшить показатели качества? (Управление, или улучшение).
    Цель: изменить состояние показателей качества, улучшить их.


Содержание ДВЯ N11/12 за 2010 год