English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Шесть аспектов модернизации

Учитывая реальное состояние хозяйственной системы страны, наличие макроэкономических, инфраструктурных и социальных проблем, было бы наивным ожидать немедленных перемен фундаментального характера, отметил в своем выступлении на Национальном конгрессе вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков.

Но ТПП РФ, являющаяся одним из координаторов Общероссийского народного фронта с первого дня его существования, не может согласиться с упреками и разоблачительными утверждениями оппозиционных политиков, будто модернизация – это всего лишь блеф-однодневка.

Лишены оснований разговоры о якобы напрасно потерянном времени, прошедшем с момента появления памятной статьи Президента РФ «Россия, вперед!», в которой задача модернизации, коренного обновления экономики была фактически предложена в качестве национальной идеи. В политических, деловых и общественных кругах есть понимание, что для современной России успешной может быть только демократическая модернизация, а любая разновидность авторитарной модернизации неприемлема.

Александр Рыбаков назвал шесть принципиальных аспектов модернизации, на которых, по мнению ТПП РФ, следует сосредоточить внимание. Главенствующая задача – мобилизация усилий экспертно-аналитического сообщества страны на разработку целостной, научно выверенной и реалистичной концепции модернизации России, способной вывести на новую модель социально-экономического роста. Важнейшим шагом в решении этой задачи должен стать завершающий этап корректировки Стратегии 2020.

Отечественная модернизация по своей сути должна быть опережающей, а не догоняющей, подчеркнул Александр Рыбаков. Ни одна страна, поставившая на догоняющую модернизацию, пока не смогла приблизиться к Западу по научно-техническим характеристикам. Так, заметный рост использования Китаем патентов до сих пор не сопровождается сопоставимым увеличением собственных разработок. Китай не входит в ведущую десятку государств по числу заявок на изобретения, хотя занимает третье место в мире по затратам на науку. И в России слышны голоса тех, кто призывает, как в Китае, не слишком углубляться самим в инновационную тематику, а просто покупать готовые технологии за рубежом. Но это означает, что самые передовые научные продукты нам точно никто не продаст и в плане инновационности в первые ряды мы не выйдем.

Нужно покончить с практикой, подчеркнул вице-президент ТПП РФ, когда масштабные модернизационные и инновационные проекты не доводятся до логического завершения и при этом никто не несет ответственности за растраченные усилия и ресурсы. Он привел пример наукоградов; этот проект начинался с размахом в конце 90-х годов, а вскоре направление было «задвинуто», новым приоритетом стали ОЭЗ. О них тоже на федеральном уровне вспоминают теперь все реже. А федеральная программа по созданию технопарков? По плану сегодня объем произведенной на территории таких парков продукции и услуг должен был превысить 100 млрд рублей. Но на деле построены технопарки только в Казани и Тюмени. Следует проверить реализацию всех проектов, включенных за последние 10 лет в федеральные инновационные программы, и вычеркнуть те из них, которые находятся на «нулевой» стадии, подчеркнул Александр Рыбаков.

Четвертый принципиальный аспект – это коренное обновление производственного сектора экономики. При этом следует отметить, что реальная модернизация в России начнется только тогда, когда будет разработана и станет осуществляться продуманная государственная промышленная политика, на основе которой можно будет добиться не стихийной, а системной оптимизации структуры экономики в пользу отраслей инвестиционного спроса, ориентированных на внутренний спрос и способных со временем стать конкурентоспособными на мировых рынках.

Модернизация в России неразрывно связана с децентрализацией, перераспределением властных полномочий в пользу регионов и муниципалитетов, отметил Александр Рыбаков. Но речь должна идти не просто о перераспределении налоговых и прочих финансовых потоков. В мире происходит регионализация: управленческая, хозяйственная, инвестиционная инициативы переходят к региональным сообществам. Ведущие региональные ТПП страны выступили инициаторами разработки региональных комплексных инновационно-промышленных программ, которые предусматривали бы ускорение генерации инновационных проектов, их внедрение в промышленное производство и жилищно-коммунальное хозяйство.

И, наконец, последний, шестой аспект: российская демократическая модернизация, отметил вице-президент ТПП РФ, примет устойчивую динамику и необратимый характер в том случае, если ее главной движущей силой станут не уполномоченные государственные структуры, а гражданское общество в лице среднего класса, предпринимателей и активной части населения.

Содержание ДВЯ N11 за 2011 год