English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Перейти от фискальной функции к стимулам для развития

30 сентября 2011 года Комитет Совета Федерации по бюджету провел в Санкт-Петербурге Всероссийское совещание на тему: «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». К мероприятию была подготовлена позиция ТПП России, согласно которой в целом Основные направления налоговой политики, носят инертный характер, сохраняется ощущение приоритетности фискальной, а не стимулирующей функции налоговой системы. Сбалансированность финансовой системы целесообразно, по мнению Палаты, обеспечивать не за счет увеличения налоговой нагрузки на производителей товаров и услуг, а, прежде всего, за счет выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе, за счет улучшения администрирования страховых взносов, исполнения администраторами доходов планов поступления доходов и исключения случаев потерь бюджетных доходов, увеличения неналоговых доходов от использования природных ресурсов и эффективной приватизации государственной собственности.

ТПП России, в частности, предложила участникам совещания следующие меры, направленные на создание налоговых стимулов для развития бизнеса:

  • рассмотреть вопрос о введении прямой «инвестиционной льготы» – когда часть налоговой базы освобождается от налогообложения, если инвестируется на расширение или восстановление основных фондов производственного назначении.
  • ввести сверхускоренную амортизацию для вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования, разрешив предприятиям списывать в первый год эксплуатации такого оборудования 20-30% его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования - до 100% его стоимости.
  • ввести так называемую «дедушкину оговорку», согласно которой для инвестиционных проектов сохраняется в течение сроков их реализации прежние размеры налоговой нагрузки и режимов инвестирования в случае их изменения в сторону ухудшения (но не более, к примеру, 7 лет);
  • принять меры по налоговому стимулированию отечественных институциональных инвесторов, направленные на расширение их инвестиций в реальный сектор экономики (освобождение от налогообложения доходов инвестиций в корпоративные облигации компаний приоритетных отраслей с рыночной котировкой на внутренних организованных рынках);
  • отнести к средствам целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций средства, полученные организациями на осуществление научной и (или) инновационной деятельности вне зависимости от источника финансирования;
  • освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль организации (налоговые каникулы) в течение первых 2 лет работы, а также уплату 50% суммы налога - в последующие два года;
  • увеличить порог годового оборота для применения УСН до 100 млн. рублей с ежегодной корректировкой на коэффициент-дефлятор, а для малых инновационных предприятий – до 200 млн. рублей, так как стоимость наукоемкой продукции значительно выше (проект ограничивает 60-тью млн. рублей);
  • не облагать НДС все операции, связанные с реализацией инновационной продукции, а также расширить утверждаемый Правительством РФ перечень освобождаемого от обложения налога на добавленную стоимость высокотехнологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России;
  • рассмотреть вопрос о распространении налоговой льготы по налогу на имущество организаций на энергоэффективное оборудование не только на «вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность», но на уже эксплуатирующиеся объекты стратегических промышленных предприятий, в т.ч. не сырьевых.

Департамент законодательства ТПП России

Содержание ДВЯ N11 за 2011 год