English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Антикризисная программа: как сэкономить на рекламе
без ущерба для эффективности

Эта статья адресована малому бизнесу и начинающим предпринимателям, которым в 2015 году придется нелегко, но самые способные, несомненно, устоят. Затраты на рекламу — больной вопрос для бюджета любой организации, но и совсем без рекламы сложно организовать продажи своей продукции. Часто средства на рекламу расходуются бездумно и бесполезно. Как с наименьшими затратами добиться эффективности? Рассмотрим продвижение, начиная от маркетинга и заканчивая вывесками.

1. Маркетинговая стратегия.
Все телодвижения на любом предприятии должны соответствовать маркетинговой стратегии.
Отсутствие четкого понимания, куда двигаться, приводит к бесполезной рекламе, развитию нерентабельных направлений и затуханию потенциально рентабельных. Маркетинговую стратегию определяет руководитель. Нанимать маркетолога, который разберется в Вашей отрасли, бессмысленно. Во-первых, настолько глубоко, как Вам нужно, не разберется, во-вторых — большая часть маркетологов почему-то занимаются не разработкой стратегии, а распределением рекламных ресурсов между рекламными агентствами. За помощью в маркетинге лучше обратиться к успешным предпринимателям. Ведь их успех — это доказательство их понимания рынка. Маркетолог, который сам не является предпринимателем, вряд ли что-то смыслит в вопросах рынка, особенно в России. По крайней мере, за 15 лет работы в рекламе мне они не встречались.

2. Маркетинговые исследования.
Проведение маркетинговых исследований — вещь сомнительная и сводится чаще всего к опросам общественного мнения. Даже если для опроса выбрана ваша целевая аудитория — ответчики могут говорить совсем не то, что думают, и, тем более, делают.
Лучше обратиться к статистике поисковых запросов, которая абсолютно бесплатно представлена в интернете, причем обновляется каждый день. Яндекс, Google.

Пример: На рисунке видно, что в Ярославской области, кроме городов Тутаев и Рыбинск за прошедший месяц в интернете межкомнатные двери искали 5750 человек.

Пример


Неплохо поговорить со своими клиентами, узнать их потребности и недостатки своей продукции/услуги. Таким образом, сформируется понимание потребностей рынка и адекватности Вашего предложения. Исходя из этого, можно сформулировать рекламный посыл: на кого ориентироваться и что предлагать, и поставить четкую задачу рекламщикам.

3. Задача рекламщикам.
Почему рекламщикам нужна четкая задача? Потому что их задача — сделать красивый, привлекающий внимание рекламный продукт, правильно расставить акценты, сделать грамотный дизайн-макет. Задача рекламодателя — обозначить целевую аудиторию своего продукта, на что сделать акцент в рекламе, какую информацию указать обязательно.

Оценка правильности рекламного продукта должна производиться на основе соответствия маркетинговой стратегии, а не критериям «Мне нравится/не нравится!».

Эффективность оценивается увеличением продаж.
Если вы будете ждать от производителей рекламы, что они за Вас проработают Вашу стратегию, сами себе поставят задачу и угадают, какая реклама будет Вас продавать — Вы сильно заблуждаетесь. Потеряете массу времени и денег.

Тем более глупо советоваться по содержанию рекламы с дизайнером. Дизайнер — это специалист по цвету и композиции, а также по технической подготовке файлов к производству. Если бы он разбирался в маркетинге, он бы был бизнесменом, а не сидел по 8 часов за компьютером за среднюю по городу зарплату.
Таким образом, чем четче задача, тем лучше и дешевле результат.

4. Логотип и фирменный стиль.
Роль логотипа в умах рекламодателей часто преувеличена. На самом деле на продажи внешний вид логотипа не так сильно влияет. Логотип просто должен соответствовать нескольким требованиям:
он должен быть простой, читабельный и легко наносимый на любые изделия любым методом, будь то печать, гравировка, аппликация и т.п.;
логотип должен отражать вид деятельности предприятия.

Если это техническое производство, то и логотип должен быть четкий, строгий, понятный, с читабельным названием.
Если это ресторан, то стилистика логотипа должна соответствовать стилю и интерьеру ресторана.
Для разработки логотипа можно нанять фрилансера, у которого есть свои разработки и они выглядят достойно.
Но многим предпринимателям логотип не нужен вообще. Достаточно понятного начертания названия. Например, зачем логотип шиномонтажу? На вывеске достаточно написать запоминающееся название, например «ШИНОМОНТАЖ НА ПЯТЕРКЕ». «Сарафанное радио» быстрее подхватит такое название. Зачем логотип булочной? Почему никто не догадался написать на её вывеске «БУЛОЧНАЯ»?
Ну и чем четче постановка задачи, тем дешевле и лучше.

Сравним цены:
1) Вы пришли в рекламное агентство и заказываете разработку логотипа таким образом:
«Ну я не знаю, что хочу, Вы же дизайнеры! Предложите мне что-нибудь, чтобы мне понравилось! И обязательно 3-5 вариантов, чтобы я мог выбирать».
Стоимость от 15000 руб., месяц совместных усилий, в итоге обе стороны недовольны.

2) Вы приходите в рекламное агентство и заказываете разработку логотипа таким образом:
«Моя фирма называется РЕМШИНА76! Мы поставляем оборудование для шиномонтажа. Мне нужно, чтобы мой логотип отражал суть моей деятельности, т.е. было бы понятно, что мы не шиномонтаж, а поставляем для него оборудование. В логотипе может присутствовать рисунок какого-то оборудования, например подъемника. Цвет синий».
Стоимость от 2000 руб. Срок — 1 день. Количество вариантов — 1. Стороны довольны.

Пример логотипа:

Пример логотипа


5. Сайт.
Что делает сейчас первым делом любой вменяемый человек, когда ему нужен какой-то продукт или услуга? Правильно, выходит в интернет. Присутствие в интернете сейчас для бизнеса гораздо важнее, чем любая другая реклама. Но в случае, если Ваш бизнес ориентирован на физлиц (ресторан, кафе, бар, парикмахерская, массажный салон и т.п.), Вам достаточно страниц в соцсетях.
Если же Ваш основной покупатель - организации, то Вам необходим хотя бы сайт-визитка.
Если Вы производите какую-то продукцию, то лучше всего её рекламировать с фотографиями и ценами в интернете.
Стоимость сайта-визитки — от 5000 руб. В нём может присутствовать общее фото продукции и прайс для скачивания. Необязательно делать сайт-магазин за 100000 рублей.
Но просто наличия сайта мало, нужно, чтобы поисковые системы находили его при запросах Ваших ключевых слов и выводили в первые строчки поиска.
Затраты на поднятие в «топы» различные, в зависимости от «ключевых слов», на которые должны реагировать поисковики.
Если Ваши ключевые слова не очень конкурентны с точки зрения поисковиков, то достаточно написать их в заголовке первой страницы сайта и в тексте главной страницы, и поисковики будут сами Вас находить. А вот если у Вас в сети много конкурентов с такими же словами, и все хотят быть на первых строчках, то придется либо обращаться к специалистам, либо разбираться самостоятельно с помощью существующих в сети сервисов, например www.seopult.ru.

6. Вывеска
Красивые вывески обязательно нужны предприятиям сферы услуг и розничной торговли: кафе, ресторанам, парикмахерским, магазинам и т.п. Но красивая вывеска - не значит дорогая.
И необязательно большая во весь фасад светящаяся вывеска будет привлекать покупателей.
Она будет видна издалека, будет мозолить глаза прохожим, но это не значит, что она спровоцирует потенциального покупателя совершать покупку.
Стандартные консольные вывески от РА Параллакс Сэкономить можно на размере без потери эстетичности, а вот на качестве экономить нельзя. Вывеска должна быть выполнена с соблюдением всех технологий и из хороших материалов.
Плохо, если через 2-3 месяца она выгорит, или начнет отклеиваться пленка, или её вспучит на солнце, или оргстекло треснет от мороза из-за того, что не учтены его возможные линейные расширения.

Есть простое экономное решение по вывескам, исключающее выезд замерщика на место, создание дизайн-макета и монтаж! Рекламное агентство «Параллакс» разработало серию стандартных готовых вывесок. Выбираете вывеску из стандартных, присылаете логотип или текст, получаете готовое изделие, которое в состоянии повесить любой мужчина, который держал в руках шуруповерт. Стандартные вывески — это значит подходящие многим видам деятельности с возможностью крепежа на любой фасад и с фиксированной стоимостью. Стоимость значительно ниже в сравнении с индивидуальной вывеской конкретно для Вашего фасада.
Например, световая вывеска с псевдокованным элементом с диаметром круга 500 мм стоит 13500 руб., несветовая длиной 700 мм — 6500 руб.

Для функционирования производственных предприятий нужны не столько вывески, сколько системы навигации: указатели, таблички, режимки, чтобы максимально облегчить возможность покупателям и поставщикам находить предприятие и места погрузки/выгрузки со склада/на склад.

7. Полиграфия
Для рекламы нужно очень небольшое количество полиграфической продукции. Не стоит разбрасывать свои листовки во всех общественных местах. Нужно их раздавать лишь там, где скапливается Ваша потенциальная аудитория: выставки; семинары; места досуга, где бывает Ваш клиент. Например, Вы производите или поставляете спортивную одежду и обувь массового потребления. Вот и раздавайте или размещайте листовки на катке, на горке, в бассейне, в спортивных комплексах. Зачем их раздавать на улице рядом с Вашим магазином? Мимо Вашего магазина проходят только любители спорта?
Тираж флаеров количеством 100 штук стоит меньше 1000 руб. За 4000 рублей Вы можете напечатать более 10000 флаеров в зависимости от их размера.
А кроме листовок и визиток крайне редко нужно что-то ещё.

8. Сувенирная продукция.
Вы доросли до присутствия в Вашей базе постоянных клиентов, которым по правилам бизнес-этикета надо уделять внимание. В качестве сувениров часто предлагают ручки, кружки и другие изделия с нанесением названия или логотипа и телефона фирмы.
Но эта продукция настолько стандартна, что не оставляет след в памяти клиента. А оставить след — наша основная цель. Найдите в обычных магазинах приятные, полезные и недорогие вещи, купите их самостоятельно и закажите только нанесение логотипа.
Стоимость нанесения методом тампопечати или шелкографии от 15 руб./оттиск, но минимальный тираж от 100 штук. А вот лазером можно гравировать любой тираж и довольно широкое разнообразие материалов: дерево, искусственный и натуральный камень, стекло, металл.
Перед Новым годом наши Заказчики, в том числе Рекламные агентства, порадовали нас разнообразием изделий, которые они привозили для гравировки: стеклянные вазы, фужеры, деревянные кухонные доски, деревянные шкатулки, обычные речные камни и т.п. Стоимость гравировки от 30 руб./шт. в зависимости от размера изображения и тиража.
Немного фантазии, и результат превзойдет ожидания.

Гравированные изделия. Идея Заказчика, гравировка РА «Параллакс»:

Гравированные изделия. Идея Заказчика, гравировка РА «Параллакс»


Заключение:
Добиться эффекта от рекламы с малыми вложениями — задача непростая. Главное, что для её решения требуется, — это изучение своего покупателя, представление о его потребностях и соответствующее этим потребностям предложение, как в рекламных обещаниях, так и на деле.

Тусова Вера,
коммерческий директор ООО «Рекламное агентство «Параллакс»

Содержание ДВЯ N1/2 за 2015 год