English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Размышления о некоторых актуальных вопросах
негосударственной сферы безопасности в Ярославской области

Частная охранная деятельность, как самостоятельный вид социально полезной деятельности, появилась в России после принятия 11 марта 1992 года Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». С этого момента появились и субъекты частной охранной деятельности - частные охранные организации, призванные обеспечивать общественную потребность по защите имущественных и неимущественных прав юридических и физических лиц.

За 23 года своего развития охранное бизнес-сообщество Ярославской области прошло значительный путь от небольшой группы мелких предприятий до сети крупных охранных структур. Это Группа Компаний «РИНГ» (Высочанский В.В.), Группа Компаний «РАТНИК» (Шаманов А.В.), Группа Компаний «АЛЕКС» (Маурин А.Н.), ЧОП «ДОЗОР+» ( Лебедев А.А.).

По данным ЦЛРР УМВД России по Ярославской области на 1 января 2015 года зарегистрировано и фактически оказывают охранные услуги 211 частных охранных организаций (из них 23 предприятия в своей деятельности используют служебное оружие), статус частного охранника имеют 6696 граждан Российской Федерации. Количество объектов, находящихся под охраной ЧОО, составляет 12113 (1960 из них охраняются с использованием служебного оружия). Большинство сотрудников НСБ в прошлом являлись сотрудниками органов внутренних дел, органов безопасности, других правоохранительных органов, военнослужащих Министерства обороны.

Услуги по подготовке и повышению квалификации частных охранников и руководителей частных охранных организаций оказывают 4 НОУ. В типичном охранном предприятии работает 30-50 человек. Малочисленность, финансовая несостоятельность ЧОПов, корпоративные споры создают большие риски. Вообще, по словам Леонида Веденова, российское МВД заинтересовано в укрупнении отечественных частных организаций. В то же время сами ЧОПы у нас пока к укрупнению не стремятся. Причин здесь много: это и сложности с налогообложением, а также низкий профессионализм управленцев в этой сфере. У нас же в охране сложилась удивительная ситуация: на многотысячную отрасль нет практически ни одного учебного заведения, которое готовило бы для нее управленцев хотя бы на уровне среднего специального образования, не говоря о высшем.

Современное состояние НСБ в Ярославской области характеризуется активизацией деятельности (работает Комитет ЯрТПП по безопасности предпринимательской деятельности, Региональное профсоюзное отделение общероссийского профсоюза НСБ, Ярославское региональное отраслевое объединение работодателей НСБ), направленной на совершенствование законодательной базы отрасли, оптимизации ее организационной структуры, улучшения взаимодействия с государственными органами. Пока же взаимодействие между нами продвигается медленно, порой болезненно с отступлением от достигнутых положительных результатов. Эта проблема будет решена только тогда, когда созданные структуры в области будут иметь не только идейный авторитет, но и определенные организационные, финансовые, материальные ресурсы. А этому на сегодня может эффективно помочь конструктивная поддержка со стороны органов государственной власти регионального уровня на основе государственно-частного партнерства.

Одним из главных залогов в успешной деятельности НСБ является эффективное взаимодействие с Заказчиком охранных услуг. Именно они определяют вектор развития отрасли. Было время, когда интерес Заказчика совпадал с интересами НСБ, и отрасль успешно развивалась, вставала на ноги. Сейчас этот интерес потерян. Стремление получить услуги как можно дешевле, уйти от проблем в законодательстве стало преобладающим. Это поставило почти на самоликвидацию часть охранного бизнеса области. Появилась масса «специалистов-заменителей»: администраторы, сторожа, вахтеры и т.п. Вопросы качества, профессионализма, а в конечном итоге безопасности уходят на второе, а порой и третье место. В этом вопросе предстоит трудная и длительная работа с заказчиками, чтобы изменить их подход к обеспечению безопасности. И здесь большой вклад должна внести власть. Она, располагая административным и финансовым ресурсом, может выступить как главный заказчик услуг отрасли НСБ. Пока это получается плохо.

Чего только стоят тендеры, которые проходят в области, условия, которые заставляют ЧОО идти на различные нарушения? Сколько добиваемся компенсации расходов в ЧОО за участие сотрудников в обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий? И это только часть вопросов, которые остро стоят в практической плоскости. Их значительно больше. Проблем много, их необходимо убирать. Пути их решения четко изложены в Концепции развития охранного НСБ РФ.

Серьезной проблемой и узким местом в НСБ ЯО является проблема кадров, их подбор, обучение и расстановка. Постепенно уходят «отцы-основатели» этой отрасли, имевшие огромный теоретический, практический опыт правоохранительной практики в структурах власти, обладающие государственным подходом к вопросам безопасности общества и государства. Им на смену приходит новый менеджмент, у которого во главе угла стоят вопросы получения прибыли. Казалось бы это не плохо. Однако как показывает реальная практика, такой простой подход приводит к искажению общественной и социальной значимости НСБ, ведет к многочисленным нарушениям. И вот как раз здесь нужен механизм саморегулирования, который будет удерживать от скатывания отдельных организаций на позиции беззакония, беспринципности, наживы.

Проведенный смотр-конкурс на «Лучшее охранное предприятие Ярославской области в 2014 году» показал, что из 211 ЧОО лишь ограниченное количество команд приняли в нем участие. Это говорит о многом. Лучшие ЧОО получили Дипломы, а сотрудники - Грамоты и Благодарственные письма. Награждение проводил Президент Ярославской ТПП Валерий Александрович Лавров.

Несмотря на все сложности в работе отрасли есть масса примеров появления достойных специалистов НСБ. Можно привести пример по работе с персоналом в Компании «РИНГ», где действительно есть реальное обучение сотрудников на самих предприятиях. Так, рядовой сотрудник Аджиев Эльдар Алханович за годы работы в компании прошел путь до заместителя директора охранного предприятия. И таких примеров - не единицы.

И последнее. Все перечисленное не может существовать без экономической составляющей. Можно разрабатывать самые прекрасные планы, ставить задачи. Но все рухнет, если не будет подкреплено прибылью бизнеса. К сожалению, ЧОО не пользуются никакими привилегиями и послаблениями в сфере налогового законодательства. Хотя наша отрасль, кроме экономической составляющей, несет еще социальную и общественную составляющую. Основная масса ЧОО Ярославской области испытывает серьезные финансовые, материальные трудности. В буквальном смысле еле выживают. Это толкает их на различные нарушения, искажения, ведет к перекрашиванию из белых в серые или черные цвета. Вот почему таким важным направлением в развитии НСБ, как отмечено в резолюции III Всероссийского совещания Негосударственной сферы безопасности «НСБ и государство – партнерство во имя развития» (состоявшегося 10 февраля 2015 года), должна стать разработка и внедрение мер экономического стимулирования деятельности НСБ, развитие их материально-технической базы, повышение уровня социальной защищенности работников НСБ. Задач много и их нужно решать во благо государства, общества и граждан.

Анатолий Михайлович Дьячков,
Председатель Комитета ЯрТПП по безопасности предпринимательской деятельности,
Председатель правления ЯРООРНСБ

Содержание ДВЯ N3 за 2015 год