English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

От экологического образования –
к образованию для устойчивого развития

26 - 27 ноября 2015 года в Москве проходила IV Всероссийская конференция по экологическому образованию. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, сотрудники высших и общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного и специального образования, представители научного сообщества, общественных и экологических организаций.

26 ноября в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ Президент фонда им. В.И. Вернадского В.А. Грачев открыл пленарное заседание Конференции на тему «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».

Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе подчеркнул, что вопросы экологии в последнее время становятся центром дискуссий не только научных и промышленных кругов, но и входят в повестку дня ведущих международных политических форумов. Он подчеркнул стоявшие перед участниками Конференции задачи – взять за основу своей деятельности главные принципы принятой ЮНЕСКО Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития - «интеграцию принципов устойчивого развития в программы обучения и интеграцию образования в процесс устойчивого развития».

На пленарном заседании выступили известные российские политики, ученые, общественные деятели.
Работа Конференции продолжалась в четырех секциях: «Современное общее экологическое образование в интересах устойчивого развития», «Развитие экологического образования в системе Высшей школы», «Социальный диалог государственных, общественных и местных сообществ в экологическом воспитании, просвещении и формировании экологической культуры» и «Формирование социального заказа как основы проектирования профессиональной подготовки специалистов по охране окружающей среды».

В рамках проведения Конференции состоялось награждение победителей Конкурса «Лучший экологический урок», который был учрежден Фондом им. В.И. Вернадского в рамках масштабной экологической акции «Всероссийский экологический урок». В Оргкомитет Конкурса поступило свыше 300 заявок из более чем 30 регионов РФ. Фонд им. В.И. Вернадского представил к награде авторов 40 лучших экологических уроков, проводившихся в образовательных учреждениях. Среди победителей Конкурса был и представитель Ярославской области.

В рамках Конференции состоялся расширенный Юбилейный пленум научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО.

На Конференции с докладом «Ярославская область: от экологического образования – к образованию для устойчивого развития» выступил председатель комитета ЯрТПП по охране окружающей среды, природопользованию, энерго- и ресурсосбережению Анатолий Дунаев. Он рассказал об использовании опыта экологического образования Ярославской области для востребованного временем образования в интересах устойчивого социально-экономического и экологически безопасного развития страны, необходимость которого декларируется документами ООН и ЮНЕСКО, Концепцией перехода Российской Федерации на путь устойчивого развития (далее – Концепция), утвержденной Указом Президента РФ в 1994 году.

«Среди актуальных проблем мирового развития особое место занимает возрастающее воздействие человеческой цивилизации на окружающую природную среду - источник разнообразных ресурсов для экономического роста и необходимое условие существования человека как биологического вида.

Результатом стало истощение природных ресурсов, деградация экосистем, ухудшение состояния среды обитания и генофонда человека и, как следствие, – обострение борьбы за ресурсы и международной обстановки в целом.

Экспансия экономики – лишь видимая причина кризиса. В его основе – антропоцентрическая парадигма восприятия, целеполагания и преобразования окружающего мира, установка на экономический рост как на цель, условие и показатель успеха и конкурентоспособности.

Столь необходимая для экономического роста специализация профессиональной деятельности также способствовала фрагментации восприятия окружающего мира, утрате представления о единстве мира во всем многообразии его проявлений, взаимосвязей и взаимовлияний, в том числе и при рассмотрении природных, социальных, экономических и политических процессов и угроз, что отнюдь не способствует принятию адекватных решений».

Далеко не всякий рост можно назвать развитием: внедрение доступных, но «грязных» технологий, получение на их основе дополнительной продукции ведет в «лучшем» случае к кратковременному экономическому росту, но чаще – к превращению природной среды в «окружающую» с известными экологическими, социальными, экономическими, и, в конечном итоге, политическими издержками, совокупная величина которых нередко выше стоимости прироста «грязной» продукции.

В свою очередь, окружающая среда во многом определяет качество и продолжительность жизни, вектор миграционных процессов, инвестиционную привлекательность и устойчивость развития территории. В современных условиях никакие «нанотехнологии» и «инновации», никакая модернизация экономики невозможны в «грязной» (в экологическом и социальном смыслах) окружающей среде.

При прогнозировании, планировании, реализации и оценке результатов любой хозяйственной и иной деятельности учет природного фактора должен стать важнейшим элементом культуры государственного, муниципального и корпоративного управления, производства и потребления, быта и отдыха, общепринятой нормой поведения, привычкой, поведенческим кодом каждого человека.

Человек обязан учитывать естественные (природные) ограничения и не выходить за их пределы. Антропоцентризм, национальный, региональный и корпоративный экономический эгоизм, психоз массового потребления должны уступить место социоприродной модели устойчивого (сбалансированного) социально-экономического и экологически безопасного развития цивилизации, в основе которой лежит ответственное отношение человека к окружающей природной среде, себе и своему будущему.

К числу областных приоритетов в сфере образования относится развитие системы непрерывного экологического образования, просвещения, воспитания населения, включающей дошкольные учреждения, средние, средние специальные и высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования. Подготовку специалистов высшей квалификации в сфере биологии, экологии, природопользования, охраны окружающей среды, агроэкологии и смежных специальностей осуществляют Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославский технический университет, Ярославский педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославская государственная сельскохозяйственная академия.

В государственных и негосударственных образовательных учреждениях области получила широкое распространение «экологизация» подготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей различных отраслей народного хозяйства, государственного и муниципального управления, социальной сферы, в учебные планы включаются дисциплины «природного» цикла и «экологизированные» профильные – правовые, экономические, управленческие».

В Ярославской областной торгово-промышленной палате был создан профильный комитет, внесший свой вклад в повышение экологической культуры бизнеса.

В текущих и стратегических планах инновационного развития Ярославской области все больше внимания уделялось ресурсо- и энергосбережению, экологизации региональной экономики, что потребовало новых подходов при подготовке специалистов-экологов.

Принимая во внимание актуальность для студентов-экологов получения систематизированных знаний о декларируемом переходе на путь устойчивого развития, следуя рекомендациям авторитетных международных и отечественных организаций и форумов, руководствуясь требованием Концепции о необходимости «формирования эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения», также рекомендации Экологической доктрины РФ (2002) о включении вопросов устойчивого развития в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова в 2003 году в инициативном порядке одним из первых в России включил в учебный план подготовки студентов-экологов новую дисциплину «Устойчивое развитие человечества».

В Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова была создана кафедра экономики природопользования и устойчивого развития.

Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке 27 сентября 2015 года, Президент РФ В. Путин, подчеркнул, что «среди проблем, которые затрагивают будущее всего человечества, и такой вызов, как глобальное изменение климата…», однако следует «…посмотреть на эту проблему шире…», поскольку «…используя … тактические меры, мы, может быть, на какой-то срок и снимем остроту проблемы, но, безусловно, кардинально её не решим. Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба. Убеждён, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал. Нам необходимо объединить усилия и прежде всего тех государств, которые располагают мощной исследовательской базой, заделами фундаментальной науки».

Образование для устойчивого развития, включенное в подготовку и повышение квалификации специалистов и руководителей различных отраслей народного хозяйства и уровней управления – необходимое условие для решения поставленных Президентом РФ задач.

Ярославская область, имеющая высокий уровень экономического и социального развития, значительный интеллектуальный и научный потенциал, развитую систему экологического образования не может не стать лидером при декларируемом переходе России на путь устойчивого социально-экономического и экологически безопасного развития.

А.С. Дунаев
Председатель комитета ЯрТПП по охране
окружающей среды, природопользованию,
энерго- и ресурсосбережению

Содержание ДВЯ N7 за 2015 год