English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

О возможностях подключения
организаций системы ТПП России к проектам,
реализуемым в рамках закупочной деятельности ЮНИДО
и партнерства России с ПРООН

Организация Объединенных Наций (ООН), ее специализированные учреждения и органы закупают для своих нужд различные товары и оплачивают определенные услуги на мировом рынке. Общий объем закупок ООН оценивается в 17 млрд. долларов США (по состоянию на 2015 год). Доля российских товаров и услуг в этих закупках составляет около 3% и приходится главным образом на транспортные услуги, продовольственные товары, фармацевтические изделия и лабораторное оборудование.

Практически все ооновские закупки осуществляются на тендерной основе. Для получения информации обо всех тендерах, объявляемых в системе ООН, следует зарегистрироваться на сайте ungm.org (United Nations Global Market – глобальный рынок ООН). Заинтересованная компания может за 250 долларов США получать с указанного сайта в течение года адресную информацию о всех торгах/тендерах ООН, объявляемых на закупки производимой ею продукции (оказываемых услуг).

Все учреждения, действующие в рамках системы ООН, осуществляют закупки товаров и производят оплату услуг для своих нужд в соответствии с установленными в ООН правилами. К таким правилам и принципам относятся:

  • лучшее соотношение «цена-качество». В процессе закупочной деятельности это означает выбор предложения, которое обеспечивает оптимальное сочетание цены и качества. Наиболее низкая предлагаемая цена не свидетельствует о лучшем соотношении «цена-качество», для его определения требуется комплексная оценка технических, организационных и ценовых факторов в зависимости от их значимости (надежность, качество, опыт, репутация, показатели, реалистичность затрат и обоснованность цены). Принцип лучшего соотношения «цена-качество» применяется на этапе оценки предложения, которое должно соответствовать требованиям, обозначенным в запросе на расценки или в запросе на предложение;
  • честность, добросовестность и прозрачность - конкуренция является основой эффективного, непредвзятого и прозрачного процесса закупок, поэтому члены оценочной комиссии несут ответственность за добросовестность и честность со стороны ООН в отношении участников процесса. При правильно организованном процессе закупок (прозрачность, полное и точное документирование, честность, конфиденциальность) установлены и соблюдаются четкие правила и процедуры;
  • эффективная конкуренция - задача конкурентного процесса закупок ООН – своевременно проинформировать всех потенциальных участников о требованиях данного ооновского учреждения и обеспечить им возможность подать заявку на участие в тендере на предоставление товаров, работ или услуг. Такой процесс должен обеспечить отсутствие условий, которые могут ограничить круг потенциальных участников, так как ООН не привлекает эксклюзивных подрядчиков или страны, кроме случаев, когда это прямо указано в Соглашении с донором;
  • заинтересованность - на практике определенные правила и процедуры закупочной деятельности, установленные для реализации программ и проектов, зависят от конкретных обстоятельств в каждом случае; тем не менее, при осуществлении закупок ООН всегда руководствуется четырьмя принципами: необходимость экономии и эффективного использования средств, включая приобретение необходимых товаров, работ и услуг; возможность участия всех заинтересованных и соответствующих требованиям участников из любой страны мира, кроме случаев, когда применяются критерии, установленные Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей ООН; предоставление всем участникам единой информации и равных возможностей для конкуренции при участии в тендере на предоставление товаров, работ или услуг; прозрачность закупочного процесса.


О закупочной деятельности ЮНИДО

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) относится к числу ключевых специализированных учреждений ООН и является крупным покупателем различных товаров, оборудования и услуг на мировом рынке. Основные сферы деятельности ЮНИДО связаны с энергетикой (модернизация энергосетей, содействие использованию восполняемых источников энергии), утилизацией вредных веществ, прежде всего стойких органических загрязнителей, поощрением развития «зеленой» экономики в развивающихся странах. Для осуществления заявленных целей ЮНИДО закупает различное оборудование, проводит реконструкцию устаревших промышленных предприятий и организует обучение персонала.

Закупки ЮНИДО, как и других учреждений ООН, осуществляются строго на конкурентной основе. Для того чтобы предприятие получило доступ к торгам, оно должно зарегистрироваться на специальном сайте procurement.unido.org. Регистрацию на сайте могут пройти только компании со статусом юридического лица (российские зарегистрированные индивидуальные предприниматели также рассматриваются ЮНИДО в качестве юрлиц). Вся информация и общение ведутся на английском или французском языках. Успешное прохождение регистрации позволяет предприятию получить доступ к информации о наиболее часто закупаемых ЮНИДО товарах и услугах, а также об объявляемых организацией тендерах. В случае объявления тендера, в котором предприятие было бы заинтересовано участвовать, оно должно подготовить соответствующее предложение (в электронной форме, которая приводится на сайте); на подготовку предложения обычно дается 4-8 недель. Технические характеристики, указанные в тендере, должны неукоснительно соблюдаться потенциальным поставщиком, однако, в порядке опции, он может предложить и другие, более подходящие, по его мнению, для данного проекта. При возникновении у предприятия каких-либо вопросов по существу тендера в процессе подготовки предложения для переговоров с отделом закупок ЮНИДО используется канал «горячей линии», указанный на вышеупомянутом сайте. Должным образом подготовленное предложение высылается по электронной почте в отдел закупок ЮНИДО, где подвергается поэтапному рассмотрению и экспертизе: сначала с точки зрения его соответствия техническим требованиям, указанным в тендере, а затем – с точки зрения коммерческой эффективности. Упрощенно говоря, выбирается самое «дешевое» предложение из числа технически приемлемых (по принципу “cheapest technically acceptable”). Представители отдела закупок ЮНИДО связываются с победившим предприятием и заключают с ним соответствующий контракт. Условия платежа, практикуемые ЮНИДО, предполагают оплату 90% контрактной стоимости по получении документов, подтверждающих отгрузку (shipping documents). Иногда допускается авансовый платеж в размере не более 25% указанной в контракте суммы. Стопроцентная предоплата не практикуется.

Для участия в тендере предприятия вправе объединяться в так называемые консорциумы (например, одно предприятие намерено поставить оборудование, а другое/другие организовать подготовку кадров для его обслуживания). В помощь в поиске партнера окажет ЯрТПП, заявки можно отправлять на почту tpp@yartpp.ru.

В заключение следует подчеркнуть, что включение предприятия в коммерческую деятельность, связанную с закупками по линии ООН, способствует продвижению его продукции на мировых рынках, поскольку статус поставщика ООН рассматривается в мире как гарантия надежности предприятия.

Ряд проектов, реализуемых по линии ЮНИДО, осуществляется в России. Информацию о деятельности организации в нашей стране можно получить в Центре международного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации. Почтовый адрес: 125252, Москва, ул. Куусинена, 21 Б; тел. (499) 943-00-21; e-mail:S.Korotkov@unido.org. Директор Центра – Коротков Сергей Анатольевич.

О партнерстве Россия-ПРООН

В соответствии с Концепцией государственной политики в сфере содействия международному развитию (утверждена Указом Президента Российской Федерации N 259 от 20.04.2014) международная помощь странам СНГ, в частности, странам Центральной Азии, реализующим
политику добрососедства и интеграции с Россией, определена как ключевой приоритет. Эта помощь оказывается Россией в различных форматах, как на дву-, так и многосторонней основе, в том числе через Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

23 января 2015 года в Давосе, Швейцария, было подписано Рамочное соглашение о партнёрстве между ПРООН и Российской Федерацией. Соглашение создает основу для долгосрочного стратегического партнерства России и ПРООН по реализации проектов в области развития в других странах. Оно выводит на новый уровень сотрудничество между Российской Федерацией и ООН, подчеркивая возрастающую роль России как донора в продвижении повестки дня в области развития после 2015 года во всем мире. Соглашение предусматривает сотрудничество в следующих ключевых областях:

  • развитие важных для взаимодействия с государствами-участниками СНГ областей сотрудничества, как развитие сельских районов, управление водными ресурсами, борьба с ВИЧ/СПИДом;
  • продвижение регионального экономического сотрудничества на пространстве СНГ, в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и в других регионах, а также интеграционных процессов на Евразийском пространстве как способа содействия торговле, экономическому росту и устойчивому человеческому развитию;
  • сотрудничество в области развития в развивающихся странах по всему миру, прежде всего в регионе СНГ, и сотрудничество с целью содействия странам с низким доходом и доходом ниже среднего (основные направления сотрудничества будут сосредоточены на борьбе с бедностью, процессе предупреждения стихийных бедствий и ранней готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, помощи при ликвидации последствий бедствий в фазе восстановления;
  • совместная работа в странах, где Российская Федерация предоставляет помощь в области развития на двусторонней основе, с целью повышения ее эффективности; использование знаний, опыта и экспертизы в сотрудничестве в области развития, в том числе вовлечение академических кругов и индивидуальных экспертов из Российской Федерации;
  • формирование состава квалифицированных кадров из Российской Федерации в области развития и в рамках ПРООН, в том числе путем создания полностью финансируемой правительством России Программы молодых российских специалистов, договоренность о которой будет оформляться сторонами посредством отдельного соглашения.


11 июня 2015 года в ходе официального визита Администратора ПРООН Хелен Кларк в Россию было подписано соглашение о создании Трастового фонда «Российская Федерация – Программа развития ООН в целях развития». Фонд представляет собой устойчивый финансовый механизм реализации помощи России странам СНГ, а также странам других регионов с низким уровнем дохода и доходом ниже среднего уровня. В целях оказания помощи в области развития Россия обязалась выделить в течение ближайших четырех лет средства в размере 25 млн. долларов США на проекты, реализуемые ПРООН в указанных странах.

К приоритетным областям деятельности Трастового фонда относятся устойчивое развитие, сокращение масштабов бедности, развитие сельских районов, устойчивое управление водными ресурсами, борьба с ВИЧ/СПИДом, предупреждение стихийных бедствий и ранняя готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, ликвидация последствий стихийных бедствий в фазе восстановления, устойчивая энергетика и др.

Финансовые средства выделяются прежде всего на проекты, направленные на продвижение интеграционных процессов в форматах ЕАЭС, СНГ, ШОС и других региональных групп и объединений с участием Российской Федерации. Чтобы соответствовать критериям отбора, все проекты и программы в странах-реципиентах (получателях помощи) должны исходить из рамочных программ ООН по оказанию помощи в целях развития и программных документов ПРООН для соответствующих стран.

Программы и проекты, реализуемые в настоящее время на средства Российской Федерации:

  1. Программа по комплексному развитию Нарынской области в Кыргызстане, 3,5 млн. долларов США; Программа направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития Нарынской области и реализуется в 30 селах Ак-Талинского, Ат-Башинского и Жумгальского районов.
  2. Устойчивое экономическое развитие в сельских районах Таджикистана, 6,7 млн. долларов США.
  3. Содействие правительству Республики Беларусь в присоединении к ВТО (4-я фаза), 589 680 долларов США.
  4. Социально-экономическое развитие населенных пунктов, расположенных вблизи радиоактивных хвостохранилищ в Кыргызстане, 1,476 млн. долларов США.
  5. Комплексная поддержка развитию сельских районов: создание устойчивых общин в Тавушской области, Армения, 5 млн. долларов США.


Кроме того, Российская Федерация выделила ПРООН 2 млн. долларов США для реализации Плана оказания гуманитарной помощи Сирии (SHARP) и 1 млн. долларов США в рамках чрезвычайной помощи Филиппинам. Россия также предоставила 1 млн. долларов США для восстановления районов, пострадавших в результате ураганов на Кубе.

Закупочная деятельность ПРООН

ПРООН, как учреждение, действующее в рамках системы ООН, осуществляет закупки товаров и производит оплату услуг для своих нужд и в соответствии с установленными в ООН правилами.

В качестве примеров объявленных ПРООН тендеров в России можно привести следующий перечень:

  1. Создание преимуществ для транспортных средств муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городской среде и повышение его инфраструктурной значимости в транспортной системе города Пензы (00080462, ПРООН)
  2. Разработка Комплексной схемы организации дорожного движения города Красноярска на 2017-2032 гг. с учетом проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года (00080462, ПРООН)
  3. Мониторинг энергопотребления демонстрационных объектов жилищного строительства и демонстрационных объектов капитального ремонта бюджетной сферы, с обеспечением технического надзора за работами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (00074315, ПРООН)
  4. Конкурс на выполнение НИР на тему: «Разработка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности и документы технического регулирования» (00080462, ПРООН)
  5. Поставка оборудования, обеспечивающего автоматизированную передачу данных с узлов учета потребления энергетических ресурсов (00074315, ПРООН).


Для получения информации о всех тендерах, объявляемых ПРООН, а также о наиболее часто закупаемых Программой товарах и услугах, следует обратиться на англоязычный сайт procurement-notices.undp.org. В разделе Doing business with UNDP (Как вести бизнес с ПРООН) сайта перечислены квалификационные требования к потенциальным поставщикам товаров и услуг для ПРООН. В разделе How we buy (Как мы покупаем) сайта излагаются способы закупок, практикуемые ПРООН, указываются критерии выбора победителей тендеров и типы контрактов, которые обычно заключает ПРООН с поставщиками. Для участия в торгах ПРООН предприятиям или физическим лицам рекомендуетcя зарегистрироваться на общеооновском сайте ungm.org в качестве потенциального поставщика ООН.

Предприятия, заинтересованные участвовать в реализации проектов, финансируемых из средств Трастового фонда «Российская Федерация – Программа развития ООН в целях развития», могут отслеживать информацию об объявленных тендерах на сайте www.undp.ru в разделе «Тендеры». По каждому приведенному там тендеру приводятся сведения о менеджере проекта и его контактные данные.