English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Что делать охранному сообществу здесь и сейчас?

22 февраля 2019 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание круглого стола на тему: «О проблемах ценообразования на рынке охранных услуг».

В мероприятие приняли участие: вице-президент ТПП РФ Дмитрий Николаевич Курочкин, заместитель председателя ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, председатель правления СРО НСБ Анатолий Михайлович Данилов, член Общественной палаты Российской Федерации, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александр Михайлович Козлов, главный эксперт-специалист УЛРР ГУЛРРиГК Росгвардии Андрей Гарривич Аванесов, заместитель Директора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Кирилл Юрьевич Емельянов, президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Викторович Гадалов, председатель Общероссийского профсоюза НСБ, председатель Гильдии НСБ МТПП Дмитрий Евгеньевич Галочкин, руководитель научного совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Валерий Иннокентьевич Шестаков, представители охранных структур и бизнес-сообщества.

Мероприятие прошло под руководством председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутата Государственной Думы Анатолия Борисовича Выборного. Открывая работу заседания, Анатолий Борисович обратил внимание собравшихся на актуальность обсуждаемых вопросов, а также на то, что на сегодняшний день на рынке охранных услуг сложилась такая ценовая политика, создающая охранным предприятиям невыносимые условия для обеспечения безопасности объектов. По словам Анатолия Выборного, заказчики охранных услуг устанавливают такую стоимость поста охраны, что охранные предприятия зачастую оказываются либо на грани, либо уже за рамками правового поля с точки зрения исполнения трудового и налогового законодательства.

С приветственным словом от имени руководства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации к участникам заседания обратился вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. В своем выступлении Дмитрий Николаевич отметил чрезвычайную важность темы круглого стола.

Ценообразование на рынке охранных услуг стало одним из вопросов, поднятых на встрече Президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина с активом Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности 11 декабря 2018 года. Вице-президент заверил собравшихся, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации готова участвовать в решении проблемы демпинга и ценообразования в сфере охранных услуг на всех уровнях, используя все инструменты, имеющиеся в распоряжении Торгово-промышленной палаты России. Завершая приветственное слово, Дмитрий Николаевич призвал участников мероприятия выработать единую позицию в решении обозначенных проблем. По его мнению, именно консолидированная позиция всех заинтересованных сторон будет влиять на определение отвечающих текущему состоянию рынка цен на услуги, оказываемые частными охранными организациями, а также на повышение качества охраны объектов, в том числе, финансируемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов.

В рамках работы круглого стола Валерий Шестаков, эксперт комитета Госдумы по противодействию коррупции, представил собравшимся проект Основ государственной политики Российской Федерации в области охранной деятельности на период до 2030 года. По мнению Валерия Иннокентьевича, необходимость представленных им Основ обусловлена потребностью укрепления национальной безопасности, в том числе, в области совершенствования законодательства, регламентирующего охранную деятельность. По окончании своего доклада Валерий Иннокентьевич выразил надежду на то, что все заинтересованные лица ознакомятся с представленным проектом, внесут в него конкретные замечания и предложения, которые позволят проекту Основ стать документом, отвечающим интересам государства и бизнеса.

Выражая признательность Валерию Шестакову за проделанную работу, Анатолий Выборный не смог удержаться от риторического вопроса: «Основы развития до 2030 года – это хорошо, но что же делать охранному сообществу здесь и сейчас?».

По мнению Анатолия Борисовича, значительным подспорьем в решении проблем отрасли может стать новый профильный закон, разработанный НИЦ «Безопасность». Возвращаясь к основной теме заседания, заместитель председателя ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов констатировал факт наличия повсеместной недобросовестной конкуренции на рынке охранных услуг. В своем докладе Анатолий Михайлович еще раз обратил внимание собравшихся на то, что именно государственные заказчики, при размещении заказов на охранные услуги, устанавливают начальную максимальную цену контракта на уровне, не позволяющем выполнить требования федерального законодательства в части выплаты заработной платы охранникам не ниже МРОТ. При этом, по его мнению, даже такие цены занижаются недобросовестными участниками рынка, что фактически проводит к фальсификации охранных услуг.

Президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов одной из основных проблем отрасли считает финансирование по остаточному принципу. Даже если в каких-то сферах деятельности установлены минимальные расценки на охрану, заказчик все равно торгуется ниже, мотивируя это отсутствием денег. Надзорные и контрольные органы такие ситуации попросту не замечают, так как формально все принципы законности при формировании контрактной цены соблюдены. А то, что по такой цене исполнение договорных обязательств становится невыполнимым, это – проблема исполнителя. По словам Александра Викторовича, эта проблема стала более актуальной в свете курса на «обеление» экономики. При этом Александр Викторович считает, что даже сейчас существует достаточное количество законодательно закрепленных механизмов, позволяющих заказчику выйти из этой ситуации. Это – механизмы субсидирования, механизмы применения затратного метода НМЦК. «При всех проблемах я не верю, что на государственном уровне кто-то будет экономить на безопасности. Государство готово пойти навстречу охранному сообществу при нормальной аргументации. И эта аргументация у нас есть», — резюмировал он.

Опытом работы по решению обозначенных проблем на площадке Общественной палаты России с собравшимися поделился член ОП РФ, президент ФКЦ РОС Александр Козлов. Александр Михайлович ознакомил участников мероприятия с методикой расчета минимальной цены на охранные услуги на основе МРОТ и Рекомендациями Общественной палаты России по вопросам ценообразования на охранные услуги. Говоря о проблемах ценообразования в охранной отрасли, президент ФКЦ РОС отметил, что, по его мнению, они имеют две основных составляющих:
первая – это формирование начальной максимальной цены контракта,
вторая – поведение самих участников рынка, которые допускают в ходе торгов падение на 40-60, а иногда и на 80 процентов от НМЦК.

Достаточно действенным механизмом борьбы с организациями-демпингерами Александр Михайлович считает работу Комиссии по вопросам качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными организациями Координационного совета по вопросам частной охранной деятельности при Росгвардии. В рамках первого заседания Комиссии, состоявшегося в конце января прошлого года, была рассмотрена деятельность трех охранных организаций, допустивших наибольшее необоснованное падение при проведении торгов на охранные услуги. Кроме того, в двух из трёх рассматриваемых организаций было выявлено расхождение в количестве охранников по учётам ГУЛРРиГК Росгвардии и Федеральной налоговой службы. Так, организации для выполнения обязательств по договорам и госконтрактам имели в штате порядка полутора сотен частных охранников, а в то же время, по сведениям ФНС России, количество их персонала не превышало ста человек, и указанные частные охранные организации применяли упрощенную систему налогообложения. Причину такого расхождения данных объяснить внятно также никто из заслушиваемых не смог. По результатам заслушивания членами Комиссии было принято решение о направлении информации по рассмотренным охранным организациям в Роструд, ФНС и Росгвардию для проверки по подведомственности. Подводя итоги своего выступления, Александр Козлов в очередной раз подчеркнул, что применение государством затратного метода определения НМЦК и формирование Росгвардией методики определения затрат на охрану по примеру вневедомственной охраны способны кардинально изменить ситуацию в сфере государственных закупок охранных услуг.

По итогам выступления президента ФКЦ РОС Анатолий Выборный обратился к собравшимся с предложением, не дожидаясь 2030 года, выйти с инициативой об изменении действующего законодательства, регламентирующего госзакупки охранных услуг, к Президенту и Правительству Российской Федерации. Представитель Уполномоченного при Президенте РФ по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере негосударственной безопасности Евгений Геннадьевич Лыкин в своем выступлении выразил абсолютное согласие с позицией Александра Козлова. Евгений Геннадьевич также предложил рассмотреть вопрос введения административной ответственности заказчика за заведомо неисполнимые условия контрактов на оказание охранных услуг.

Заместитель Директора Департамента Минэкономразвития России Кирилл Емельянов в своем выступлении подчеркнул, что проблема ценообразования кроется не на стороне заказчика, а на стороне самого рынка охранных услуг. По мнению Кирилла Юрьевича, заказчик не может подробно разбираться во всех характеристиках закупаемых товаров и услуг, и, тем более, далеко не всегда обладает знаниями как отличить «хороший» ЧОП от «плохого». Пути выхода из сложившейся ситуации Кирилл Юрьевич видит в контроле за исполнением охранными организациями законодательства РФ и в использовании возможностей рынка к самоорганизации. «Если выбирать между жестким регулированием, изменениям законодательства и подзаконных актов или саморегулированием, мы склоняемся к саморегулированию. Очистить рынок от недобросовестных охранных предприятий – в силах самого рынка. Государство должно подключаться в последнюю очередь, когда исчерпаны все возможности к исправлению ситуации собственными силами» — подчеркнул он. Завершая свое выступление, Кирилл Юрьевич отдельно отметил, что если годами контракты заключались по низкой цене, то заказчик не вправе требовать её увеличения, чтобы не иметь проблем с Прокуратурой.


Позицию государственного регулятора до участников заседания довел главный эксперт-специалист УЛРР ГУЛРРиГК Росгвардии Андрей Аванесов. Андрей Гарривич выразил искреннюю озабоченность ситуацией в сфере закупок охранных услуг, отметив, что ситуация дошла до того, что Росгвардия вынуждена подключаться к экономическим вопросам. По мнению Андрея Аванесова, вопросы качества охранных услуг неразрывно связаны с экономикой. Заказчик формирует цену, исходя из тех средств, которые ему выделены. Все упирается в финансирование, а позицию Минфина все знают: «денег нет и любое увеличение расходной части бюджета категорически запрещено».

Второй основной вопрос – это вопрос контроля. Всем известно, что есть ЧОПы, которые работают с нарушениями законодательства, но регулирование в сфере защиты экономических прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей привело к тому, что за последние 7 лет уровень контроля упал практически до нуля. Это признают все, в том числе, и экономический блок Правительства. ФАС считает, что не контролировать нельзя, но как это делать, если органы Прокуратуры отменяют уже согласованные проверки? «Попытки Росгвардии законодательно закрепить требования к охранным предприятиям, участвующим в государственных закупках, также результатов не принесли. Федеральная антимонопольная служба считает, «что конкуренция превыше всего». Складывается парадоксальная ситуация. Когда мы говорим о безопасности, все понимают, что она нужна, но стоит коснуться экономических вопросов – «конкуренция превыше всего», — посетовал главный эксперт-специалист. Андрей Гарривич также ознакомил участников заседания со статистикой, согласно которой, начиная с 2010 года происходит неуклонное сокращение количества охранных предприятий и охранников.

Такое положение вещей говорит только об одном – охранные предприятия и их сотрудники, работавшие официально, планомерно уходят в теневой сегмент рынка.

Завершая свой доклад, Андрей Гарривич поддержал позицию президента ФКЦ РОС Александра Козлова в части применения затратного метода формирования НМЦК.

Со своим видением решения проблем, обозначенных в ходе работы Круглого стола, перед собравшимися также выступили: Владимир Иванович Мартыненко, председатель КС СРО НСБ по северо-западному федеральному округу, президент Ассоциации «Содружество», председатель Гильдии НСБ МТПП Дмитрий Евгеньевич Галочкин, президент МАВКМ «ОПЕРА» Николай Кондратьевич Дружинин, генеральный директор ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «ДЕ-ЮРЕ» Сергей Валентинович Лякишев, председатель Подкомитета по развитию индустрии безопасности Давид Олегович Семериков, генеральный директор объединения структур безопасности «Вымпел» Константин Владимирович Фирсов.

По итогам работы участниками заседания принято решение обратиться к руководству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность направления в адрес Правительства Российской Федерации консолидированных предложений по нормализации ситуации с ценообразованием на рынке охранных услуг.

Рекомендации по итогам обсуждения на круглом столе проблем ценообразования на рынке частных охранных услуг.