English Телефон/факс:
7 (4852) 32-88-85
Печать

Рекомендации Комитета ТПП РФ
по безопасности предпринимательской деятельности
по итогам обсуждения на круглом столе проблем ценообразования на рынке частных охранных услуг

г. Москва22.02.2019



Участники круглого стола отмечают, что предпринимательский характер частной охранной деятельности способствует поддержанию и развитию институтов гражданского общества, укрепляет позиции частного бизнеса, организует рабочие места для российских граждан, способствует реализации государственной политики в обеспечении национальных задач в области обеспечения безопасности, социально-экономических, правовых, организационных и иных мер по развитию частного предпринимательства в России.

Вопросы повышения качества охранных услуг, гарантий их исполнения неразрывно связаны не только с экономикой в отрасли, но и способности её к самосовершенствованию.

Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности (далее - Комитет) активно участвует в решении возникающих проблем, в т. ч. наиболее обострившихся, в настоящее время, проблем противодействия и устранения не приемлемого ассоциального демпинга и несправедливого ценообразования в сфере охранных услуг при их закупках государственными, муниципальными субъектами на бюджетные средства, используя правовые возможности и механизмы, имеющиеся в распоряжении Комитета и Торгово-промышленной палаты РФ.

Произвольно сложившаяся в настоящее время ценовая политика на рынке охранных услуг, всё чаще, стала создавать неприемлемые условия для повышения их качества в целях надлежащего обеспечения безопасности объектов, в том числе с массовым пребыванием людей, социального и хозяйственного назначения.

В результате спада производства, экономического кризиса, неблагоприятной внешнеполитической обстановки с 2014 года происходит заметное сокращение числа частных охранных организаций (ЧОО) и лицензированных охранников, что приводит к обстоятельствам, когда частные охранные организации и охранники, работавшие официально на рынке охранных услуг, вынуждены прекращать свою деятельность или уходить в различные, порой нелегитимные, охранные службы и "теневой" сегмент рынка частных услуг.

По итогам обсуждения участники круглого стола «О проблемах ценообразования на рынке охранных услуг» пришли к следующим выводам:

  1. Рассмотрение вопроса формирования цены на рынке охранных услуг является актуальной по причине того, что в настоящее время на рынке охранных услуг сложилась такая ценовая политика, которая создает охранным предприятиям неприемлемые условия для надлежащего обеспечения охраны объектов.
  2. Анализ показателей размера начальной-максимальной цены контракта (НМЦК) в большинстве регионов свидетельствует о том, что заказчики охранных услуг осознанно идут на занижение НМЦК, вынуждая ЧОО работать на грани соблюдения законодательных, правовых норм с точки зрения исполнения трудового и налогового законодательства, в том числе создавая трудности в части обеспечения выплат заработной платы сотрудникам охраны, соответствующих требованиям положений Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, не позволяющих обеспечить минимальный размер месячной оплаты труда, не ниже, установленного, в т. ч. федеральным законом, размера не менее регионального МРОТ.
  3. Анализ итогов торгов на оказание охранных услуг, в большинстве регионов, свидетельствует о наличии повсеместных нарушений положений законодательства о конкуренции на рынке охранных услуг со стороны недобросовестных участников рынка, допускающих снижение цены контракта на 40-50 и более % (так называемых «демпингеров»), что фактически приводит, в последующем, при исполнении заказа, к фальсификации охранных услуг, снижению их качества, нарушению налогового законодательства, неучтенных работников в ЧОО, выплат «черных зарплат», необоснованного использования упрощенной системы налогообложения, нарушений трудового законодательства и пр.
  4. В значительной части регионов, муниципалитетов, финансирование охранных услуг по охране объектов социального и хозяйственного предназначения заказчиками осуществляется по «остаточному принципу», с заведомо заниженной НМЦК, что заставляет охранные предприятия, придерживающиеся в своей практике добросовестного исполнения положений законодательства РФ отказываться от участия в таких конкурсах (торгах).
  5. Необходимо разработать механизм, не позволяющий заказчикам определять размер НМЦК по «остаточному принципу», в том числе целесообразно применять затратный метод определения НМЦК и сформировать ГУЛРРиГК Росгвардии Методику определения затрат на охранные услуги по примеру вневедомственной охраны.
  6. Участники круглого стола единодушно сошлись в мнении о необходимости подготовки, принятия соответствующими органами власти и введения в практику торгов определения НМЦК, Методики расчета минимальной цены на охранные услуги на основе МРОТ Союза СРО НСБ и Рекомендаций Общественной палаты РФ по вопросам ценообразования на охранные услуги.
  7. Институт саморегулирования на рынке охранных услуг может послужить действующим механизмом для "очищения" частного охранного рынка от недобросовестных его участников.


Также Комитет предлагает рассмотреть следующие рекомендации региональным Комитетам:

  1. Организовать мониторинг информации:
        • о заказчиках, которые устанавливают технические, другие неправомерные условия и НМЦК, не позволяющие ЧОО работать в рамках трудового и налогового законодательства, в том числе в части невозможности обеспечить выплату заработной платы сотрудникам охраны не ниже регионального МРОТ;
        • о недобросовестных участниках рынка («демпингерах») при проведении конкурсов (торгов) на оказание охранных услуг, в том числе о фальсификации предоставляемых ими сведениях о себе, в целях повышения своего рейтинга, случаях несоответствия количества охранников данным учета ГУЛРРиГК Росгвардии и Федеральной налоговой службы, а также о случаях, когда в ходе торгов со стороны недобросовестных участников рынка происходит снижение НМЦК на 35-50% и более от НМЦК.
  2. При поступлении такой информации региональным Комитетам ТПП направлять обращения в надзорные и контрольные органы для проведения соответствующей проверки полномочий органов исполнительной власти - организаторов проведения конкурсов (торгов) и юридических лиц, допускающих нарушения положений конституционных требований, Трудового кодекса, законодательства о недопущении нарушений конкуренции, требований по охране труда.
  3. Обращаться в адрес государственных, муниципальных органов и подведомственных им организаций в период обязательного проведения ими общественных слушаний по рациональному использованию выделяемых финансовых средств и организации проведения закупок охранных услуг на бюджетные средства с предложением использовать при проведении торгов на оказание охранных услуг разработанную Методику расчета минимальной цены на частные охранные услуги на основе МРОТ Союза СРО НСБ и Рекомендации Общественной палаты РФ по вопросам ценообразования на охранные услуги.
  4. Региональным Комитетам ТПП необходимо провести разъяснительную работу в целях доведения информации до сведения своих членов, в лице ЧОО о целесообразности учета ими недопущения негативных практик в конкуренции, повышении принципиальности в вопросах об «очищении рынка» от недобросовестных участников с использованием возможностей подразделений ФАС и правоохранительных органов, в т. ч. через институт саморегулирования охранной деятельности.